shashki_knigi

Современная детская литература. Небольшой обзор книг, пригодных для чтения. Часть 2.

 

Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора современной детской литературы, как зарубежной, так и отечественной. В этот раз я попробую снабдить книги рецензиями учеников 6-7 класса — довольно рискованный способ, учитывая, что жанр рецензии рассказывает не столько о книге, сколько о читателе. Я прибегаю к этому способу по той простой причине, что не все из представленных здесь книг прочитаны мною лично, хотя все они прошли отбор по критериям, указанным в предыдущей статье (часть 1).

Для удобства пользования списком, рецензии будут разделены на две части: книги российских писателей (часть 2) и зарубежная литература (часть 3).

images

1. Д. Вильке. «Мусорщик» 

«Книга Дарьи Вильке „Мусорщик” повествует нам об одиноком, замкнутом в себе человеке, работающем на свалке. Со стороны его жизнь не отличается от жизни других людей, но в голове у него происходят странные и интересные вещи. Собственно, этим и притягивает книга. В ней присутствует своя „изюминка”, подчеркивающая индивидуальный стиль писателя. На каждой странице книги можно найти свой смысл, который раскрывает нам основную идею „Мусорщика”: мы не замечаем прекрасного в этом мире, пока не потеряем это. Нам нужно научиться радоваться каждой вещи и каждому моменту нашей жизни, чтобы изначально не превратиться в Мусорщика.

Конечно, в книге присутствуют и минусы. К примеру, мне очень не понравились иллюстрации. Я думаю, что они нужны только для того, чтобы книга выглядела больше. Они нарисованы в ужасном стиле, который вызывает у меня отвращение и непонимание. Но все-таки этот недостаток меркнет по сравнению с композицией и смыслом. Дарья Вильке хорошо смогла передать свой замысел читателю. Если оценивать книгу по десятибалльной шкале, то я поставлю восемь из десяти» (Леша, 14 лет)

«Когда я прочла эту книгу («Мусорщик»), у меня создалось странное впечатление о ней. В книге рассказывается о некоем мусорщике. Он ведет размеренный, спокойный, ночной образ жизни и боится неизвестного и того, что может разрушить или хоть чуть-чуть повредить спокойствие и тишину его собственного мирка. Он боится незнакомых людей, даже не может выйти в магазин, он боится осуществить свои мечты, ему никто не нужен, он живет, как улитка, спрятавшись в своем домике-ракушке. Но вот к нему подселяют беженца. Для мусорщика этот человек никто, в книге он указывается, как «проходящий». Но этот самый проходящий меняет всю жизнь мусорщика. Последнему это не нравится, он противится влиянию проходящего, но на брань и злобу веселый проходящий отвечает шутками или молчанием. Он осуществляет давние мечты мусорщика, можно сказать, раздергивает перед ним занавески и показывает яркий солнечный свет. Мусорщика это пугает, он не умеет принимать новое и как-то раз обижает проходящего так, что тот уходит и не возвращается. Тогда мусорщик выходит из дома и пытается выяснить, куда пропал проходящий, но ему говорят, что никакой войны, никаких беженцев не было… А кончается книга тем, что мусорщик исполняет свою заветную мечту.

Мне кажется, что проходящим был сам мусорщик, но другой, тот, каким он стал после встречи с проходящим. В книге есть место, где говорится, что внешне они очень похожи. Книга предоставляет огромное поле для размышлений, и я ее всем очень советую (Катя, 13 лет)

Примечание: немного об авторе и ее книге «Дождь для героя» можно прочитать в 1 части обзора

2. Н. Внуков. «Один». 

«Николай Внуков родился 8 ноября 1925 года в Зарайске. С 4-ёх лет он воспитывался дядей, который привил ему любовь к морским путешествиям. Прошёл Великую Отечественную Войну. Повесть „Один” написал в 1962 г. Умер 16 июля 2011 года.

В повести „Один” рассказывается о мальчике Саше Бараше, который во время бури выпал из катера и выплыл на необитаемый остров. Здесь ему предстоит пройти первое в жизни серьёзное испытание, с которым ему удастся справиться. Эта книга интересна тем, что на остров попал мальчик, который в своей повседневной жизни во многом схож с нами. И нам легче представить, как бы мы вели себя на его месте. Ты понимаешь, что что-то мог сделать так же, как и он, а с чем-то ты можешь и не согласиться. Но у Саши был замечательный отец, который как бы морально готовил его к выживанию на острове. Он даже как-то сказал: „Никогда не знаешь, куда тебя занесёт судьба”. И на острове Саша понял, как прав был его отец, и каким дураком был он сам. Он понял, что мало получить право на жизнь, надо работать, чтобы защитить это право. А мы думаем, что магазин — как скатерть-самобранка. Всё в нём всегда есть. Сегодня купил, завтра купил, послезавтра… И не догадываемся, что за этим стоит труд многих людей». (Коля, 12 лет)

Примечание: недавно переизданная, малоизвестная у нас книга, попавшая по этой причине в раздел новинок. В Японии входит в список обязательной детской литературы.

3. Л. Дунаева. «Дождь».

«Людмила Дунаева — писательница, дирижёр. Родилась в 1975 году, в Москве. Крестилась в Православной Церкви, с 16 лет поет на клиросе. Имеет высшее образование по специальности „Дирижирование академическим хором” (ГМПИ им. Ипполитова- Ивановна). Музыкантом стала вопреки своему желанию, так как с юности увлекалась литературой. Очень любила петь. Впервые в 19 лет опубликовала рассказ » Подарок» в журнале «Фома». В настоящее время совмещает литературную деятельность с пением в церкви и государственной службой (Оперный театр Московской Консерватории).

Книга «Дождь» рассказывает нам о псе и коте, которые повстречавшись однажды в дождь, завели разговор. Пёс очень долго ждал хозяина, у него была своя конура и своя «драгоценная косточка», и он верил, что если дождь закончится и появится звезда, то тогда придёт долгожданный хозяин, и в старом доме, который он охранял, зажжётся свет. Поначалу кот и пёс были врагами, но потом они потихоньку стали общаться, ибо им было скучно сидеть на одном месте. Много раз было и так, что им приходилось жертвовать тем, что им было очень нужно и дорого. Однажды ночью они дождались, они увидели звезду.
Главная мысль в о том, что только тогда, когда кот отдал для пса всё, что мог, тогда они увидели звезду. Таким образом, если двое людей сами захотят сделать свою жизнь лучше, то только они, и больше никто другой, могут что-то изменить, но для этого они должны научиться жертвовать самым дорогим. Мне кажется, что звезда — это новая жизнь, и надо пожертвовать чем-то ради этой жизни. Во время чтения книги, невольно у меня появилась мысль, что и в нашем мире (т. е. сейчас) так часто случается. С автором я полностью согласна, и у меня нет никаких претензий. Мне понравились все герои, и сама книга очень интересная, хоть и маленькая (я её прочла за 25 минут), и ещё книга очень полезная. Мне бы хотелось, чтобы мои одноклассники (и не только мои) прочитали эту книгу и, может быть, исправили в своей жизни какие-нибудь промахи. (Лиза, 12 лет)

4. Анатолий Лимонов. «Девочка Прасковья» и «Клад отца Иоанна». 

«На каникулах я прочитала два романа современного писателя Анатолия Лимонова „Девочка Прасковья” и „Клад отца Иоанна”. В этих книгах рассказывается о необычных приключениях девочки Параскевы и мальчика Жорки.

В первом романе они, совсем незнакомые, оказываются одни в глухой уральской тайге и поживают там одну неделю в экстремальных условиях. В этом путешествии Жорка, при помощи Пашки, знакомится с Православием, верой в Бога.
Во втором романе приключения Паши и Жоры продолжаются. Во время летник каникул в православном лагере они участвуют в восстановлении разрушенного храма. К ним попадает зашифрованная схема расположения клада, спрятанного бывшим настоятелем храма, отцом Иоанном. Ребята начинают поиск утраченных святынь. Одновременно Клад ищут преступники, промышляющие хищением церковных ценностей. Дети вновь отправляются в необычное путешествие, но теперь уже по Мещерскому краю.
Эти книги учат основам истинной христианской веры. Читая их, думаешь, что это сказка, но такое может произойти с каждым из нас.
Романы написаны современным, доступным всем языком, но пошлости, в отличие от многих современных книг, в них нет, поэтому читать их легко и приятно.
Я бы посоветовала их прочитать мальчикам и девочкам 13–14 лет. В них вы найдёте много интересного и полезного для себя». (Аня, 13 лет)

5. Ю. Кузнецова «Где папа?»

«Я прочитала книгу Юлии Кузнецовой „Где папа?”. Я хорошо поняла содержание книги, потому что автор — мой современник. В самой книге рассказывается о девочке Лизе, отца которой по ошибке посадили в тюрьму. В начале книги девочка сама по себе очень замкнутая, скованная, застенчивая, молчаливая. Лиза никак не может смириться с тем, что теперь её папа в тюрьме. Она знакомится с младшей сестрой своего одноклассника и всё свободное время и внимание уделяет девочке. В конце книги Лиза становится более самостоятельной, общительной, готовой помочь, уверенной в себе. И она все же смогла, после неудачной попытки, увидеть папу.

Мне понравилась эта книга. Автор смог хорошо передать страдания и муки маленькой тринадцатилетней девочки. Мне кажется, что идея этого произведения в том, что, несмотря на все проблемы, можно найти что-то светлое, как та Кьяра, сестренка одноклассника. И все неприятные вещи, горечи, обиды, несправедливости не будут казаться такими. Я смогла понять то, что хотел сказать автор, потому что я встала на место этой девочки Лизы и просто прожила, прочувствовала все ее мысли, поступки, обиды. Я порекомендовала бы прочитать эту книгу тем, кто начал отчаиваться. Ведь в книге говорится о том, что не все так уж и плохо. Надо увидеть свет в темноте». (Лиза, 13 лет)

6. С. Востоков. «Фрося Коровина»

«Книжка „Фрося Коровина”, написанная Станиславом Востоковым, мне очень понравилась. Эта книжка веселая, интересная, завлекательная и поучительная. В ней рассказывается про девочку Фросю Коровину, которую воспитывает бабушка. Живут они в деревне, в доме-памятнике. Фрося ходит в школу, в которой учится всего три ученика. С Фросей происходит много всяких веселых приключений, но потом бабушка попадает в больницу, и девочке приходится самой ухаживать за домом и справляться с жизнью. Ей в помощь присылают медведя, который  помогает ей по хозяйству. Но однажды, когда Фрося отправляется в больницу к бабушке, у нее крадут дом…

Советую всем прочитать эту удивительную книжку с чудесным юмором!» (Полина, 13 лет)

7. Н. Евдокимова. «Конец света»

«Новая повесть Натальи Евдокимовой „Конец света” — это фантастическая антиутопия о самых обыкновенных мальчиках, которые живут в мире, в котором конец света обозначает не исчезновение всего живого, а смену миров — места жительства. Когда приближается конец света, все идут в бункеры, которые улетают в космос, а потом прилетают (как все думают) на другую планету. Никто не знает, что будет, если остаться во время конца света, но в конце повести вы это узнаете.

Повесть рассказывает нам о мальчике Ностике и его друге Фете, они живут в реальности, где вместо денег КЮ, и за КЮ можно делать много разных вещей, например, установить какой хочешь сон, или полетать. Эти КЮ надо зарабатывать, а заработать можно самыми различными способами, начиная с Прыгалки (для детей) и кончая простой прогулкой в лес (для всех). В лесу много орехов, палок, желудей и всякой прочей лесной повседневности, но внутри этой „повседневности” может лежать много или мало КЮ: от одной десятитысячной до 5000 (это как повезет). В повести рассказывается о жизни Ностика, о его бедах, радостях, учебе, о том, как его друг женится и обо всем житейском. Это может показаться вам скучным, но если вы начнете читать эту повесть, то вы не успокоитесь, пока не прочитаете ее до конца. Лично мне книга очень понравилась, и я всем советую ее прочитать.
Основная идея повести — чтобы понять, зачем ты живешь, нужно вернуться к истокам. И весь сюжет повести построен на том, как Ностик ищет истоки, ищет НАСТОЯЩЕЕ. Где оно, как его найти, становится понятно только на последней странице книги. Я бы рекомендовал эту книгу любой возрастной категории, потому что в ней захватывающий сюжет, интересный, насыщенный увлекательными приключениями, она написана понятным и простым языком и в то же время исполнена глубокого смысла». (Коля, 14 лет)

8. Н. Евдокимова. «Боруэлла».

«Я прочитала за зимние каникулы книгу „Боруэлла”. В книге было много чего чудесного и интересного. В ней рассказывалось про волшебный туман, который повстречал мальчика по имени Боря. Туман дружил с Борей, ведь Боря превращал туман то в мальчика, то в девочку. Превращения были мыслями. Боря называл туман Боруэлла, а сокращенно Элька. Туман жил с Борей и дружил с ним. Если честно, Элька был капризный, он хотел снова стать туманом, потому что он утверждал, что человеком трудно жить, а туманом легко. Но вскоре Элька привык жить человеком, потому что он все мог делать, что захочет: есть, гулять, дружить, учиться. Боря очень сильно полюбил Эльку, он считал его своим братом и не хотел, чтобы он опять становился туманом, потому что Боря понял, что нашел настоящего друга, который придет на помощь. Боря иногда врал Эльке, что он никак не может превратить его в туман. Почему он так делал? Потому что он сильно привык к нему и не хотел, чтобы он уходил…» (Даша, 14 лет)

Лимонов. Клад отца Иоанна

Н.Евдокимова. Конец света

Д.Вильке. Мусорщик

Н.Евдокимова. Боруэлла

Ю.Кузнецова. Где папа?

С.Востоков. Фрося Коровина

Л.Дунаева. Дождь

Н.Волков. Один
Размещено в Читальный зал и отмечено .

1 комментарий

Добавить комментарий