СВЯТЫЕ и УБИЙСТВО

А вообще святые могут убивать, и как это со святостью сочетается.

Давным-давно на Сицилии, в городе Катане, жил епископ Лев. Он был очень добрым и кротким, всегда помогал бедным и несчастным и даже исцелял болезни по милости Божией.
И всё бы было хорошо, но появился в этом городе чародей Илиодор. Раньше он был христианином, но потом отрёкся от Христа и увлекся чародейством, магией, сейчас бы сказали, всякими «экстрасенскими штучками». Он туманил народу глаза своими ложными чудесами, поэтому святой Лев кротко убеждал его покаяться и прекратить свои злые дела – безрезультатно. Однажды чародей Илиодор совсем обнаглел,  вошёл в церковь во время Литургии и стал там смущать народ своими волхованиями.


Видя людей в волнении и смятении, святой Лев неожиданно  вышел из алтаря и, обвязал шею Илиодора своим омофором. Тот послушно, как собачка на поводке, не в силах дёрнуться, поплёлся за святителем. Тот вывел его из храма. Затем он заставил Илиодора признаться во всех своих злодеяниях. Затем святой Лев повелел развести большой, в человеческий рост, костёр, и когда всё было готово, без колебаний вошёл в огонь вместе с Илиодором! Скованный омофором, как цепью, Илиодор беспомощно стоял с епископом, пока не сгорел дотла. Тогда святитель Лев вышел из костра и пошел служить дальше.

Как нам относиться к этому событию. Хочешь – не хочешь, а владыка отправил чародейчика на тот свет. И сделал это весьма жёстко. Как-то нет желания даже особенно представлять себе, какие там стояли вопли. Все-таки заживо человек сгорел. Не нарушил ли святитель Лев этим поступком шестую заповедь: «не убий!». Давайте подумаем с вами об этом.

Святые, они ведь умеют терпеть. Они терпят пытки, терпят унижения, терпят оскорбления, терпят, когда их смешивают с грязью, и ничуть не перестают оставаться кроткими. Почему в этом случае епископ не пожелал терпеть? Почему не явил пример кротости и незлобия? Может быть, потому, что кротость уместна, когда тебя лично оскорбляют, но когда оскорбляют чувства верующих, когда оскверняют церковь, когда сеют в душах людей соблазн, что чародейство сильнее веры и Церкви. Ведь он в Церкви смущал людей: показывал им, мол, видите, я сильнее ваших там молитв. У вас ничего не происходит, а я вот это могу сделать, и этим вас поразить. И здесь перед святителем стоял уже не вопрос терпения оскорблений, а вопрос, защиты веры, и прославления этой веры в глазах христиан. И еще давайте, не забудем о том, что с самого начала всем действиям святителя сопутствовала Божественная сила, которая и привела к тому, что случилось. Именно Божественная сила, а не физические усилия владыки связала и обездвижила Илиодора накинутым на его руки омофором. Если бы ее не было, он бы вырвался и убежал в ту же минуту. Омофор – не цепь, не наручники. Именно Божественная сила удержала в костре, как святителя, так и чародея. Она же не дала сгореть святому Льву, когда по законом физики он должен был бы пылать в огне не хуже экстрасенса. Если бы Бог воспринимал поступок святого Льва, как греховный, разве бы Он стал в этом участвовать, разве Бог приложил бы свою силу к этому поступку? Подумаем об этом. Ну а если сам Бог решил прекратить жизненный путь несчастного волхва, то вообще в чем тогда роль святителя? Он просто орудие в Его руках. И скорее всего владыке было открыто, что он должен именно так поступить. Он просто не осмелился нарушить волю Божию. Так что вопрос здесь не в том, совершал ли убийство епископ города Катаны. А в том, почему Бог захотел закончить жизнь этого Илиодора подобным образом, прилюдно, достаточно сурово и даже пугающе. Святитель стоял в огне вместе с волхвом, то есть был готов умереть в любую минуту. Он этим показывал, что сейчас не убийство совершается, а Божий суд, где исполнителем приговора становится Божественная воля. Может быть, этот несчастный Илиодор уже прошел точку невозврата, и Господь видел, что он не способен прийти к покаянию, и каждый следующий день его жизни только будет делать его душу все темнее и страшнее. Может быть, этот конец заблудшей души помог некоторым вовремя остановиться в неправильном направлении своей жизни и спас их от гибели. Думаю, надо в этом довериться Богу. Просто так Бог не забирает человека из жизни, никогда и никого. Но святые – это не только молитвенники пред Богом, но и возвещатели Его воли, и проводники Его воли в нашем мире. Именно так, мне кажется, надо смотреть на этот случай, чтобы понять его духовно.