Современная православная общеобразовательная школа как естественная основа формирования духовно-нравственной традиции и самобытности русского народа

Иерей Александр Лаврухин,
директор Свято-Димитриевской
православной общеобразовательной школы

Выступление на конференции
«Духовно-культурная традиция (самобытность) и язык русского народа как
главная опора творческого взаимодействия с традициями других народов России»
в рамках XXXII МРОЧ 26 января 2024 года

В современном, так называемом «западном» мире, частью которого мы отчаянно и, в общем, к счастью — безуспешно, пытались стать последние три века, развиваются процессы глобализации, ориентированные на создание единого мирового пространства и образование однородных культурных образцов. Эти процессы способствуют стиранию границ и различий между культурами, абстрагированию от национальных особенностей и традиций. Современная культура требует постоянной переоценки ценностей, ставит под сомнение принятые прежде нормы, отстраняется от опыта прошлого и способствует разрушению преемственной связи между поколениями. Непосредственное влияние традиций на действия человека уменьшается. В современном обществе повсеместно отмечается снижение значения традиционных ценностей, в том числе семейных.

Происходящие в последние годы внешнеполитические события показали всю двойственность и лживость современной западной идеологии, квинтэссенцией которой стала так называемая «культура отмены», лишающая целые народы и религиозные группы права не только на самоопределение, но и вообще на существование. Эти события сделали совершенно очевидной мысль о необходимости идеологического и культурного суверенитета и остро поставили вопрос о том, на каких идеях и принципах может быть выстроена государственная идеология в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Россия.

Сохранение народа обеспечивает традиция, передавая от одного поколения к другому его особенный уникальный опыт и сформированные на его основе базовые национальные ценности, его веру, отношение к Богу и людям, понимание смысла жизни.

Как отмечается в документе «НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ», созданном национальным институтом развития современной идеологии партии «Единая Россия», в России основой для успешного развития общества являются ценности, присущие православию: соборность, служение общему благу, милосердие, жертвенная любовь к ближнему, к семье и Отечеству, миролюбие, и др. Таким образом, сохранение традиций и ценностей, ответственность за которое во многом возлагается на Православную церковь, играет определяющую роль в будущей судьбе народа и страны.

За последние годы в России было сделано немало для восстановления разрушенных и строительства новых храмов. Но поскольку вера не в стенах, а в людях, понятно, что основные усилия должны быть сосредоточены на религиозном образовании и катехизации русского народа, иначе в восстановленные и построенные храмы будет просто некому прийти.

Опросы общественного мнения проведенные в последние годы определяют процент православных россиян по самоидентификации в 60 -80%. При этом процент реально воцерковлённых (практикующих) или, выражаясь научным языком, религиозно социализированных, составляет 3-5%.

Для краткой характеристики этого феномена можно сослаться на исследование сотрудника научной лаборатории «Социологии религии» ПСТГУ, к.ф.н., протоиерея Николая Емельянова. «Если взять самые простые социальные показатели по России, например, количество детей, или разводимость, или такие социальные болезни, как курение и алкоголизм, то аффилиация с Православием на эти показатели практически никак не влияет. Среди тех, кто считает себя православным, тот же самый средний показатель разводов или, скажем, алкоголиков. Но как только мы берём эти показатели в той самой группе в 3%, то есть среди тех, кто причащается раз в месяц, то показатели становятся иными и качественно отличаются в разы в лучшую сторону. Также мы спрашивали об отношении к Родине и о патриотизме. Причём предлагали разные понимания патриотизма, в том числе контрпродуктивные. Опять-таки, среди религиозно социализированных понимание патриотизма чаще всего оказывается наиболее адекватным. Патриотизм понимается как любовь к Родине и готовность работать и действовать на благо процветания страны».

Исходя из этого, получается, что простое провозглашение традиционных христианских ценностей фундаментом российской государственной идеологии едва ли существенным образом повлияет на демографическую и морально-нравственную ситуацию в стране. Необходимо искать пути повышения уровня религиозной социализации или воцерковленности русского народа.

Традиция, преемственность опыта и мировоззрения может передаваться внутри семьи (от родителей к детям), а может быть связана с образованием, переходя от учителя ученику. Православная школа в этом отношении может стать уникальным пространством взаимодействия семей и учителей, разделяющих духовно-нравственные ценности, обладающих схожим мировосприятием и постулирующих одни цели.

Формирование образовательной и воспитательной среды, которая базируется на православном мировоззрении и христианских ценностях, разделяемых сообществом, объединяющим детей, родителей и школу — одна из повседневных задач православной школы. Эта среда должна формироваться благодаря нерасторжимости образования и событийного воспитания учащихся в тесном взаимодействии семей и школы. Семья, школа, педагоги-священники, духовники семей вместе участвуют в создании микроклимата, благоприятного для духовного, интеллектуального, творческого и социального развития школьников.

В этой среде осуществляется постижение ребенком действующих в мире физических и духовных законов, присвоение им культурных, интеллектуальных, духовных ценностей и происходит поиск своего места в мире посредством развития опыта личного взаимодействия с ним.

Совместные Литургии и беседы со священниками, музыкальная и художественная жизнь, активная социальная деятельность, благотворительность и волонтерство, дающие детям возможность почувствовать радость от того, что помогаешь другим, осознаешь необходимость участия в судьбах других людей, походы и совместные путешествия — все это неотъемлемые составляющие совместной жизни детей и взрослых, дающей возможность передачи опыта жизни в Церкви не на вербальном, а на существенном уровне.

Такие ценности, как любовь и милосердное отношение к ближнему или любовь к своей стране подразумевает чувство ответственности перед Богом за свою жизнь и жизнь семьи, за судьбу своей страны и сформировать его возможно только в общении с чуткими и глубокими взрослыми и в чтении тщательно подобранных ими книг.

Мысль о важности изучения литературы очень хорошо, на мой взгляд, сформулировала наш педагог И. А. Басилова: «Книги тебя формируют, и если люди растут на общих текстах, которые им читают в детстве, в подростковом возрасте, то в каких-то базовых вещах они, мне кажется, становятся едины. Если они прочитали один и тот же комплекс текстов и примерно одинаково их восприняли, то они понимают друг друга лучше. У народа должно быть единство, которое отчасти как раз и дает знание русской литературы. Литература — это во многом патриотизм».

Особое значение для формирования национального культурного кода, на наш взгляд, имеет хоровое пение (в опыте нашей Свято-Димитриевской школы — это большая хоровая студия «Царевич», победитель множества конкурсов высокого уровня). Исполнение замечательных образцов народного и авторского хорового творчества формирует музыкальный и общекультурный уровень ребят, работа с текстом хоровых произведений дает возможность в ненавязчивом формате коснуться множества нравственных вопросов и проблем, изучить богослужение и получить возможность непосредственного участия в богослужении через пение на клиросе.

Важным фактором, способствующим церковной социализации учащихся православной школы может стать активное использование родительского сообщества для привлечения в школу интересных лекторов, организации предпрофессионального консультирования при выборе старшеклассниками образовательных маршрутов, менторского сопровождения выпускников в процессе трудоустройства после окончания ВУЗа или колледжа. Единство наших нравственных идеалов и целей дает нам колоссальное преимущество, которым очень важно научиться пользоваться, для этого важно научиться выстраивать взаимно уважительный диалог между педагогическим и родительским сообществами.

Главная образовательная цель православной школы такая же, как и задача любой другой хорошей школы — дать детям всестороннее образование, которое сделает наших выпускников конкурентоспособными при поступлении в вузы, при устройстве на работу, при поиске своего места в жизни, даст им возможность остаться «на плаву» в этом меняющемся мире и найти в нем свое собственное призвание. Переоценить значение для этого использования родительского и приходского сообщества невозможно!

Что же, обучение ребенка в православной школе гарантирует его дальнейший путь внутри Церкви? Конечно, нет! Но, оказывается, что многие дети, имевшие опыт церковной жизни в детстве и ушедшие потом из Церкви, во взрослом возрасте в нее возвращаются, приводя туда своих детей. Более того, недавнее научное исследование, проведенное лабораторией «Социология религии» ПСТГУ при поддержке Российского научного фонда по результатам своих исследований сделала выводы, что, несмотря на процессы секуляризации в XX–XXI веках, религиозность в целом по-прежнему продолжает играть значимую роль в вопросах демографии: признаки религиозности влияют на демографическую ситуацию в стране, на ожидаемое и реальное число рождений.

При этом, исследователи пришли к заключению, что чем выше уровень первичной религиозной социализации (в детском возрасте) и уровень религиозности в стране, тем сильнее положительная взаимосвязь индивидуальной религиозности и количества детей. По результатам анализа больших данных видно, что разница между странами Западной, Центральной и Восточной Европы в объяснении рождаемости заключается не только в разном уровне социально-экономического развития или моделях семейной политики. Можно увидеть разные механизмы, отвечающие за передачу семейного образа жизни в поколениях.

Несмотря на наблюдаемый процесс «религиозного возрождения» в 1990-е и 2000-е годы, в России не сформированы развитые институты ранней религиозной социализации, которые отвечают за семейный образ жизни и отражаются в демографических моделях при влиянии религии на рождаемость. Доля школьников, получающих образование в православных школах, не превышает 0,05% от всех учеников, в отличие от стран Америки и Западной Европы, где в католических и протестантских школах до сих пор учатся 7–10% всех школьников!

Выходом из замкнутого круга проблем, связанных с увеличением числа воцерковлённых граждан, и наиболее эффективным решением обозначенных задач мог бы стать проект по развитию православного общего образования в России, направленный прежде всего на детей школьного возраста. В том числе и потому, что именно на их оппозиционную индоктринацию делает основную ставку наш экзистенциальный противник. Сегодня только православные школы могут обеспечить необходимый уровень воцерковления подрастающего поколения. А за детьми неизбежно потянутся и взрослые, ведь любая гимназия — это ещё и храм, и приход, и воскресная школа (к тому же обеспеченные бюджетом). Православные школы могут и должны стать по всей России центрами роста осознанного формирования духовно-нравственной традиции и самобытности русского народа!

Источник: Союз православных женщин