НАДО ЛИ ИЗВИНЯТЬСЯ, КОГДА НА ТЕБЯ ОБИДЕЛИСЬ, ЕСЛИ ТЫ В ПРИНЦИПЕ НЕ ВИНОВАТ.

Конфликтные ситуации случаются в нашей жизни часто, и действительно не всегда по нашей вине. Даже Кроткий и исполненный совершенной любви  Спаситель вызывал по отношению к себе порой негативные чувства, становился камнем претыкания для некоторых людей. И что правильнее делать в ситуации, когда на тебя обиделся человек, а ты не был  по отношению к нему ни груб, ни заносчив, даже не испытывал к нему внутри неприязни. Как поступить по совести в данной ситуации.

 

Я думаю, что если бы в моей душе действительно была  по отношению к обидевшемуся   на меня человеку искренняя любовь и сострадание, Бог положил бы мне на душу так себя вести с ним, так говорить или даже просто молчать в его присутствии, что его душа непременно почувствовала  это доброжелательное отношение к  себе. И его злость рано или поздно сменилась бы стыдом за свое поведение. И совесть укорила бы его самого.
Но, увы, чаще бывает не так. Мы, если и внешне держимся прилично и  спокойно, то в глубине души испытываем не доброжелательство, а равнодушие к тому, кто нас, откровенно говоря, достает  своим поведением, навязыванием взглядов, тоном голоса, напористостью в споре. Мы не видим за его горячностью страдающую и очень хорошую душу. А видим  в нем источник дискомфорта для себя. И это наше, в лучшем случае, равнодушие, а в худшем – скрытую неприязнь, как мы не будем маскировать ее, обязательно почувствует сердце данного человека. И ожесточится еще больше, и закроется.
Вот я и думаю, поэтому, что мне есть, за что сказать ему от души:  “прости”. Может, не вдаваясь в подробности, но понимая, что умей  я жалеть по-настоящему, любить по-настоящему, вглядываться в самое лучшее, что есть в душе у него, и снисходить к немощам, которых также полно у каждого из нас, то это мое умение помогло бы ближнему моему не впасть в гнев и обиду, а умиротвориться.
Помню (я еще учился в семинарии), один очень замечательный батюшка,  вспоминая случай, когда Христос, зайдя в храм, опрокинул столы меновщиков денег, и бичом довольно жестко  изгнал продаваемых там животных, сказал на проповеди: “Вас не удивляет, дорогие мои, почему вспыльчивые евреи, которые приходили в ярость и хватались за камни,  даже только слыша неприятные для себя слова, в данной ситуации не попытались его остановить, или схватить, вывести вон и побить. Давайте представим себя на месте Христа. Вот мы опрокидываем столы тех, кто превратил святое место в место для наживы, вот хлестаем бичом по земле, разгоняем это сборище, потерявших благоговение торговцев. Какие чувства могли бы бушевать у нас в сердце при этих наших действиях? Возмущение, гнев, неприязнь. И конечно, осуждение за такое поведение в храме Божьем. Ну и эти наши чувства как огонь зажгли бы ответной яростью сердца изгоняемых торгашей, и все закончилось бы побоищем, выяснением отношений.
Но какую мы видим реакцию людей на действия Спасителя? Они даже не пытаются его схватить, не орут на него. Они изумленно вопрошают Господа, какою властию Он это делает. Куда делась их ярость? Родные мои, их ярость тонула в том океане кроткой любви, что лучилась из глаз Христа. Он их продолжал любить и жалеть их несчастные, погрязшие в ростовщичестве души.  И как только они встречались с Ним взглядом, Его любовь пронзала их сердца, и пробуждала совесть. И единственное, что они могли спрашивать, глядя в это смиренное и великое Лицо: ” Кто же Ты такой?”

Вот почему нам чаще всегда будет, за что попросить прощения в любой ситуации.