Спецвыпуск “Место встречи” с Иоанном Ерофеевым. Часть 1

“Важно, чтобы человек видел не в себе единственную опору в жизни, а имел возможность найти опору в Боге”. Иоанн Ерофеев про семью, психологию и религию.

Добрый день. Сегодня мы встречаемся с сотрудником и выпускником нашей
школы Иваном Ерофеевым. Расскажи немного о себе, когда ты закончил школу, в какой вуз поступил?
Добрый день. Нашу школу я закончил в 2018 году, учился в ней с 1-го по 11-ый класс. Дальше я поступил в Российский православный университет Иоанна Богослова на факультет психологии. Закончил его в 2022 году и в том же году пришёл работать в школу. Сейчас я работаю тьютором и руководителем тьюторской службы очного отделения.

А все же с чем был связан выбор вуза?
На психологию я пошел по двум причинам: мне очень нравится индивидуальное общение, особенно, если оно на очень глубоком уровне. Вторая причина: у меня изначально был такой набор экзаменов, который очень подходил к этой специальности. Я интересовался биологией, и у меня было два выбора: идти заниматься психологией или биологией. В итоге я выбрал психологию, потому что она мне ближе.А ты не видишь в этом проблемы? Мы готовимся к ЕГЭ, выбираем пару
предметов, в которых разбираемся, и отталкиваемся не от того, что нам близко и интересно, а отталкиваемся от того, что это самый легкий предмет для сдачи ЕГЭ.
Да, это проблема. Сама система образования немножко односторонняя. Есть один путь: закончил школу, получил высшее образование, и потом начинается
профессиональное, настоящее саморазвитие. Ведь после получения высшего
образования человек понимает, что это образование в целом ему было не нужно, но он получил некоторые навыки. Навыки умения работать, учиться, собирать информацию.

Иногда человек может поступить в ту «вышку», которая не только разовьет твои навыки работы, но и будет полезна с точки зрения информации и знаний, которые ты получаешь. Но это далеко не всегда так, и это, действительно, проблема. Однако ее нужно решать не на школьном уровне, а на уровне всей системы образования, на уровне страны.

Расскажи немного о своем вузе.

Тут сложно что-то сказать. Вуз, который сейчас, и вуз, в котором я учился, – это вообще небо и земля. У нас сменился ректор, и вуз стал слабее. Но психологический факультет в нашем вузе остается сильным. Например, у нас декан Борис Сергеевич Братусь, который заведует кафедрой общей психологии в МГУ. Это наш «дед» психологический. Он учился вообще у тех людей, которые создали отечественную психологию. Плюс психологии в том, что до первых источников можно просто рукой дотянуться, не нужно через века куда-то пробираться. Они все жили в 20 веке. И я учился у тех, кто учился у тех самых основателей. Борис Сергеевич создал очень сильный психологический факультет, то есть сам психологический факультет я рекомендую, он потрясающий. Там нет очень сильной нагрузки, но та нагрузка, которая есть, она на достаточно высоком уровне.

У тебя есть семья, ребёнок, работа – и не одна. Во-первых, скажи, как ты  пытаешься успевать всё в этой жизни, во-вторых, как ты расставляешь для себя приоритеты?

Всё не получается успевать, потому что всё успеть невозможно. Если ты все успеваешь, то ты, значит, не всё делаешь. Для меня в приоритете, конечно, семья. Однако по времени, естественно, больше занимает работа в школе, также есть подработки разного характера. С понедельника по пятницу я обычно целый день на работе. С учётом того, что я живу в Дмитрове, около 5 часов в день занимает дорога до работы и с работы – суммарно. В итоге в будни я немного времени могу уделить родным. Поэтому выходные у меня – чётко выходные. Я в эти дни ничем стараюсь не заниматься, посвящаю их семье. Но баланс пока трудно найти.

Мы с тобой затронули тему психологии. Для меня это очень тяжёлый вопрос, в плане соотношения психологии и религии, особенно нашей религии. В Православии у нас же есть общение с Богом, и мы получаем помощь от Бога через молитву, таинства. А в психологии тебе просто помогает какой-то человек. Как православие соотносится с твоей специальностью?

Нужно просто понять, про какую психологию мы говорим. Есть, конечно, какие-то «мистические» взгляды на психологию, которые никак не могут соотноситься с верой православной. Но есть ведь школа христианской психологии. У каждой школы психологии должно быть определённое видение человека. В христианской школе психологии подается христианское видение человека, то есть тело, душа, дух. Психолог работает с душой, даже немножко с низшей частью души, с психикой. Но я пока для себя выбрал направление экзистенциальной психологии, потому что она хорошо сочетается с религией. Она заключается в том, что каждый случай и человек – уникален и индивидуален, и нельзя, условно говоря, сопоставлять два случая, двух людей. Получается, тут идет погружение в каждого человека, и психотерапия – это в данном случае творчество, потому что для каждого человека своя психотерапия, свой метод. Однако есть очень тонкая граница, которую я с опытом начал нащупывать: в психологии бывает такой, выражаясь молодежным сленгом, «косяк», он заключается в том, что человек может начать сильно надеяться на себя.\


А если человек начинает полагаться только на психотерапевта, то это лечение может стать фиктивным.

Психология, которой занимаешься ты, которая коррелируется с православием, занимается помощью душе человека совместно с Богом. Но ведь у нас есть духовник, можно назвать его «психологом», именно он отчасти занимается лечением нашей души, осуществляет нашу связь с Богом. Тогда зачем нужен православный психолог, если есть духовник?

Это очень хороший вопрос! На самом деле, это немножко надуманно противостояние – между православными психологами и священниками. Мы, психологи, не претендуем на духовный рост человек никоим образом. Я могу сказать, что если священник – хороший духовник, то я могу своего подопечного, если он верующий, направить к этому священнослужителю. Это работает также и в обратную сторону: если духовник понимает, что проблема психологического характера, а не духовного. Безусловно, мы можем ходить в храм, участвовать в таинствах, но, когда речь идет о психическом расстройстве, эти вещи не будут работать. Здесь речь идет о физической болезни. Если у тебя болит колено, тебе легче сходить к врачу. Точно также и с психологом.

А как у тебя обстоят дела с работой с точки зрения твоей специальности? Ведь психологу очень сложно найти работу.

Высшее психологическое образование – это вовсе не залог того, что у тебя будут клиенты. И вообще, высшее психологическое образование – это просто база. С ней можно, в принципе, идти консультировать, но если ты еще в процессе обучения. На самом деле, чтобы стать хорошим психологом, помимо высшего образования должно быть образование, полученное в какой-то определённой психологической школе. Я надеюсь, что в ближайшие 5-6 лет я пройду обучение в школе экзистенционального анализа Альфрида Лэнгле. Он – ученик Франкла. Виктор Франкл – потрясающий психотерапевт. Он долгое время находился в концлагере. Выйдя из концлагеря, он построил психотерапию на основе смыслов. И если ты получишь образование в такой школе после высшего, то уже можно сказать, что ты хороший психотерапевт – с учетом того, что ты сам проходишь психотерапию, ходишь на супервизии и так далее. По моей специальности нужно учиться постоянно. Без этого ты просто застопоришься. Сейчас я практически не консультирую, потому что очень большая нагрузка рабочая в школе. Но иногда удается проводить консультации, чтобы держать себя, условно, в психологическом тонусе.


Какие дальнейшие цели в жизни ты себе ставишь?

Если смотреть на перспективу – лет на 10, то в моих целях – профессиональный рост в тьюторстве и психологии. Я надеюсь, что через 10 лет я буду квалифицированным специалистом, психотерапевтом. Но после того как у меня вырастут дети и я их поставлю на ноги, я бы хотел освоить автомеханику. Это не принесет большого дохода, но позволит осуществить свою мечту.

Интервьюер: Лазарев Алексей