Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Е.Арчакова (педагог И.А. Басилова)

Проектная работа. Школьная конференция 2022

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа являет собой попытку выявления и исследования символического значения цвета в романе Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

Цель: наиболее полно выявить очевидные и скрытые в цветовых образах символы.

Актуальность: Достоевский по праву считается одним из лучших писателей в мире. Процесс постижения смысла таких великих художественных творений, к числу которых принадлежит роман «Преступление и наказание», нескончаем. Через призму символики цвета, где не последнее место занимают христианские символы, ещё глубже раскрывается тонкий психологический анализ внутреннего мира героев произведения.

Задачи:

  1. Познакомиться с разными трактовками цвета.
  2. Перечислить цвета в романе Ф. М. Достоевского и выявить их связь с образами героев.
  3. Проанализировать символику цвета в романе «Преступление и наказание».
  4. Проиллюстрировать эпизоды, интерпретировав таким образом повторяющиеся цветовые символы.

ЖЕЛТЫЙ

Основной фон событий в романе Достоевского «Преступление и наказание» – желтый.

Исторически в древнерусской литературе и фольклоре жёлтый ассоциируется с солнцем: «…Пока солнце сияет и весь мир стоит…”

В русской иконографии желтый – это метафора Божьего присутствия, небесного света, вечности и благодати. Золотом пишутся нимбы святых, прописываются одежды Спасителя, Евангелие, подножия Спасителя и ангелов.

О желтом Гете писал: «Это ближайший к свету цвет. В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью…»

Феномен цвета – предмет изучения многих наук. В одном из своих трудов Б. А. Базыма осветил различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека, был проведен тест Люшера, суть которого заключалась в изучении возможности диагностирования эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений: «Находясь во внушенном состоянии «радости», испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый».

Кажется, что Достоевский довольно оригинален в применении этого цвета, используя его в контексте душевного расстройства, нездоровья, болезненности. Однако на рубеже XIX–XX веков желтый цвет всё больше ассоциируется с обманом и предательством в связи с появлением устойчивого выражения «желтая пресса». В это же время в России девушкам, занимающимся “непристойной работой”, стали выдавать удостоверения — «желтые билеты». Душевнобольных же иногда одевали в желтые кофты или туники, а психиатрические лечебницы окрашивали в лимонный цвет.

Гете говорил: «Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия».

В. Кожинов заметил, что при жизни Достоевского «жёлтый» и «жёлчный» писались через «о»: «…это написание как-то грубее и выразительнее… Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский». Эти слова не раз сопоставляются автором: «Тяжелая желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке». «Проснулся он желчный <…> и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими обоями».

Именно такой грязноватый желтый раздражает и мучает на протяжении всего романа «Преступление и наказание».

С.М. Соловьев очень точно подмечает настроение цвета: «Этот желтый тон – великолепное, целостное живописное дополнение к драматическим переживаниям героев».

Вся жизнь, обстановка, в которой существуют герои, пропитана этой грязной желтизной: комната главного героя – «крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями», квартира старухи-процентщицы – «небольшая комната, в которую рошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах», «истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка, «мебель, вся очень старая и из желтого дерева», двух-трех грошовые картинки «в желтых рамках», «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои», в комнате Сони Мармеладовой – «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои», «мебель из желтого отполированного дерева» в комнате Порфирия Петровича, «желтый» цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов.

По словам Соловьева, «интерьеры «Преступления и наказания», данные в желтом, …близки …атмосфере раскаленной бездны, бледного страдания…»

Желтый терзает и мучает. Герои встречают его во всех местах, куда бы ни направились.

Настасья приносит больному, решительно ушедшему от всех Раскольникову, чай от хозяйки: «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару».

Свидригайлову, за несколько минут до его самоубийства, встречаются ярко-желтые дома на грязной окраине города: «Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями.»

«…Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться…» 

В конторе была страшная духота, Раскольникова терзали мучительные и страшные ощущения, он не дошел до двери. Очнулся после обморока и увидел, что «…его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою…» 

Колорит петербургского быта ассоциируется со зноем и сухой пылью. Сам город отражает гнетущую безысходность. Создается впечатление, что Петербург болен и больны все его жители. Над желтоватым воздухом нищей столицы восходит желтое солнце: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».

Образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.

Этому есть объяснение: одни из главных архитектурных стилей Санкт-Петербурга – это классицизм и ампир, в которых превалирующим цветом является желтый.

Лица героев отражают болезнь души и тела, а цвет усиливает атмосферу надрыва.

Так, описывая состояние Раскольникова, Достоевский пишет: «Какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице… »

В описании внешнего вида Мармеладова читаем – человек, «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками». Зловеще выглядит герой после смерти: «С левой стороны, на самом сердце, было зловещее, большое, желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом…»

Лицо Катерины Ивановны перед смертью: «Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад».

Утопленница на мосту «…с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами…»

Порфирий Петрович – «лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое…»

В. Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет: «Как при прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода, и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание».

Именно это эмоционально настраивает на восприятие романа. Постоянный акцент на желтый цвет создает стойкое ощущение подавленности.

В своем творчестве А. Блок использует желтый как символ житейской пошлости, обыденности и бездуховности. Возможно, нелюбовь к желтому есть продолжение «традиции» Достоевского или же она навеяна теми же впечатлениями от желтизны казенных петербургских зданий.

КРАСНЫЙ

Русский фольклор богат эпитетами, такими, например, как красное солнышко, красная девица… Этот цвет связан с праздником.

В иконописи красный цвет обозначает кровь Христа и всех христианских мучеников. Однако Илия Пророк традиционно изображается на красном фоне: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо». С этим сюжетом связан второй смысл красного цвета в иконе — это сильная вера, которая дает надежду всякому, кто обращается к Богу.

 В Древнем Риме красный символизирует страсть, чувственность и животворные силы.

В философских учениях красный является символом господствующего, царственного начала.

В. Кандинский, говоря о красном, характеризует его как живой, беспокойный цвет. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф.

Гете считал, что красный – цвет крови, страсти, грубой силы и огня. «Основной цвет, связанный с началом жизни, выражает чувственность, мужественность, энергию; он ликует и агрессивен».

Психологи связывают с красным все самое активное, сильное и энергичное — от неописуемой радости до дикого гнева. Эмоции, которые становятся неподвластны человеку и влекут его за собой.

В XIX веке красный становится цветом народа. Появившись на колпаках французских бунтарей, он вскоре приобрел идеологическое значение — революционное. Революция закончится, но политический смысл красного цвета сохранится на протяжении всего столетия.

Однако Достоевский использует красный гораздо сложнее. С. Соловьев пишет: «Поразительно, необычайно широка амплитуда психологической выразительности при использовании Достоевским красного. Начав с традиционной, мажорной трактовки цвета, цвета позитивного, привлекающего и радующего, писатель, использовав множество промежуточных оттенков, перешел затем к специфической отталкивающей роли этого цвета. Словно исчерпав область положительную, область «положительной красоты», Достоевский переходит в область отрицательную: красный цвет здоровья, счастья, радости – становится цветом болезни, страдания, горя».

Страшный сон приснился Раскольникову, после того, как он принял окончательное решение совершить задуманное. Во сне он видит сцену убийства лошади, которую засек пьяный хозяин:

«- Мое добро! – кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами.», «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы…»

Описание заката, когда Раскольников отказался от своей «мечты»: «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».

В момент убийства квартира старухи-процентщицы, ранее описанная в желтых тонах, резко и грубо наполняется красным оттенком. Там «стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном… Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром… Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки. «Красное, ну а на красном кровь неприметнее» …», «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана».

Неизменно горящие красные пятна на щеках чахоточной Катерины Ивановны: «Красные пятна на щеках ее рдели все сильнее и сильнее».

В момент, когда сон и явь смешались и Раскольников забылся, следуя за мещанином, он оказался в квартире той самой старухи, где «огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна».

Соловьев пишет: «Оттенки здесь сложны, а переходные ступени многообразны».

В творчестве Блока, например, красный – все тот же, трагический, больной, тяжелый цвет.

ЗЕЛЕНЫЙ

Зеленый цвет в русском народном творчестве является символом весны, природы, свободы, надежды, спокойствия. Наиболее распространены такие эпитеты, как зеленый луг, зеленый сад. Однако данный цвет имеет и обратную сторону – это символ колдовства, тоски, печали, скуки. «Тоска зеленая»

В христианском искусстве зеленый – цвет Святого Духа, природный, живой. Этот цвет в иконописи символизирует победу жизни над смертью, особенно часто встречается в сценах Рождества Христова. Также зелёный отождествляется с Великой Троицей.

В средневековом сознании зеленый воспринимался как образ рая на земле, вызывая устойчивые ассоциации с цветущим садом. Девы и юноши на средневековых миниатюрах нередко облачены в одежды зеленого цвета, где юность подобна едва пробившейся свежей листве.

По мнению Кандинского, главное значение зеленого — пассивность. Цвет никуда не зовет. Как главный тон лета – это символ природы, погруженной в самодовольный покой.

Гете, говоря о способности цвета создавать настроение, писал, что глаз находит в зеленом действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не хочет и не позволяет идти дальше.

Зеленый цвет, по мнению психологов, является самым благоприятным цветом для человека, оказывая успокаивающее и целительное воздействие.

В XIX веке зеленый становится цветом грез и эскапизма. Именно тогда символисты обратились к пейзажу, однако их не интересовала живая природа, они хотели рассказать, как мог бы выглядеть рай.

Так, больной Раскольников, идя куда глаза глядят, вышел за город, где «зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам». Однако очень скоро «эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие».

Зеленый встречается в первом сне Раскольникова, где виднеющийся зеленый купол церкви контрастирует с фоном – это «чернеющийся вдали лесок», «время серенькое», «день удушливый».

Дом, где живет Соня Мармеладова: «Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета».

Дважды зеленый цвет появляется в эпизодах, связанных с милостыней: «Пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь» подают Раскольникову. В виде «трехрублевой» «зелененькой кредитки» подали милостыню и обезумевшей от горя Катерине Ивановне.

Платок Сонечки, которым она покрывает голову перед тем, как Раскольников идет признаваться: «Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зеленый драдедамовый платок, вероятно тот самый, про который упоминал тогда Мармеладов, «фамильный».

Здесь Достоевский использует иконописную символику: зеленый цвет символизирует покров, защиту и Божье присутствие, дарящее надежду на спасение.

Зеленый также возникает в контексте образа Свидригайлова, которому попадаются «несколько зеленых столиков и стульев» в «увеселительном саду» в самый вечер перед смертью.

Призрак Марфы Петровны в «шелковом зеленом платье, с длиннейшим хвостом» является Свидригайлову вскоре после похорон. И в этом контексте зеленый создает ощущение чего-то ядовитого и лукавого.

С. Соловьёв говорит о том, что зеленый цвет входит в группу «инверсируемых» цветов, «отличающихся двойственным характером воздействия».

У Блока зеленый цвет ассоциируется с молодостью, юностью; в творчестве поэта зеленый цвет связан с началом новой жизни.

ГОЛУБОЙ

Голубой цвет – это оттенок синего, поэтому на символику голубого отчасти можно смотреть через призму синего.

В русском народном творчестве синий и голубой – это надежда, стремление к чему-то чудесному, гармония, покой. «Уходят рыбы в синее море».

Голубой цвет считается цветом Богородицы, символизируя небесную чистоту. В иконописи синий и голубой являлись символом иного, вечного мира; мудрость, откровение, тайна.

Кандинский определял синий, как «небесную краску», зовущую человека к бесконечному. Голубой же становится равнодушным и безразличным к человеку. Чем светлее синий, тем он беззвучнее.

Гете говорил: «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Голубой как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий связан с ощущением холода.

Наука говорит о том, что голубой воспринимается как спокойный и сильный цвет, приносящий ощущение гармонии и мира.

На рубеже XIX–XX веков, вследствие прошедшей по миру волны символизма, голубой становится цветом грез или смутного предчувствия.

Об использовании Достоевским голубого Соловьев писал: «В произведениях Достоевского можно привести много примеров объективного, нейтрального использования голубого. В облике людей, особенно в цвете их глаз, голубой используется не только объективно, но даже тепло».

Необычайно ярок и выразителен цвет глаз Сони Мармеладовой: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Или же другой момент: Соню «даже нельзя было назвать хорошенькою, но зато голубые глаза были такие ясные…» Временами эти глаза выражают большую силу. Раскольников «всматривался… в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем…»

«Однако невинный цвет голубых глаз носит уже странный, двойственный, лживый характер в облике порочного, циничного, внутренне опустошенного Свидригайлова.» –  писал Соловьев. «Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен». Здесь Достоевский продолжает традицию Кандинского, используя голубой в контексте холодности и безразличия.

Голубой цвет встречается во сне Раскольникова перед убийством. Он видит пустыню и оазис, где «голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням…». В этом эпизоде автор вторит Гете.

У Достоевского, по словам Соловьева, «системы воздействия и выбора цветовых тонов сложнее и противоречивее, чем при выборе многих других, даже основных тонов, подобных, например, красному».  Здесь голубой – это и гротеск, и трагедия. Фоны дисгармоничны, контрастны; сложно пересекаются и противоречат в собственном психологическом воздействии.

Блок, например, использует голубой, как символ утонченности и изысканности.

БЕЛЫЙ

Белый в русском народном творчестве имел противоречивый смысл – это, с одной стороны, свет и жизнь – «белый свет», а с другой – старость и смерть.

Белый цвет остается незыблемым символом святости, целомудренности, чистоты и непорочности и не имеет в христианстве отрицательных значений.

Психология говорит о том, что, выбирая белый цвет, человек подсознательно пытается избавиться от того, что его гнетет. 

Для Кандинского «белый – это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как «ничто», предшествующее началу и рождению».

У Достоевского белый встречается во сне Свидригайлова, где становится символом чистоты и святости, которые оскорбил Свидригайлов. Он видит девочку-утопленницу: «букеты белых и нежных нарцизов», «на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб. Этот гроб был обит белым гроденаплем и обшит белым густым рюшем. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нем девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора, руками», «строгий и уже окостенелый профиль ее лица был тоже как бы выточен из мрамора…». В Древней Греции нарциссы считались цветами печали и траура. В этом эпизоде автором использована христианская символика цвета.

Дважды белый становится цветом тумана, полусна-полуяви, словно поглощая реальность и утягивая за собой сознание героя. Пульхерии Александровне является «покойница Марфа Петровна… и вся в белом…». В бреду Раскольников просит у Настасьи воды, «она сошла вниз и минуты через две воротилась с водой в белой глиняной кружке; но он уже не помнил, что было дальше».

Символика цвета в романе Достоевского не может быть однозначно определена, как и в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока, где белый связан с образом Возлюбленной, с Прекрасной Дамой, а в последнем стихотворении цикла символизирует смерть и безысходность.

ВЫВОД

На основе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Символика цвета в романе Достоевского «Преступления и наказание» не может быть однозначно определена.
  2. Все цветовые символы носят огромную смысловую нагрузку, гораздо шире раскрывая содержание, скрытые смыслы и характеры.
  3. Изучение философских идей писателя в контексте цветовой символики может послужить одной из основ для воссоздания картины мира Достоевского.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Достоевский «Преступление и наказание»
  2. Базыма Б. А. «Цвет и психика», 2001
  3. Иоганн Вольфганг Фон Гете «Учение о цвете», 1810
  4. Соловьев С. М.  «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского», 1979
  5. Кандинский В. В. “О духовном в искусстве”, глава “Действие цвета”, 1992
  6. Бахтин М. М. «Проблемы поэтики Достоевского», 1972