Проповедь иерея Александра Лаврухина на праздник Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Крест – хранитель вселенной, красота Церкви, ангелов слава, язва демонов… в тоже время крест – страшное оружие жестокой и ужасающей муки, которую одни люди уготовали другим. И в этом возникает противоречие. Мы говорим, что человек живет для того, чтобы быть счастливым и счастье мы понимаем естественным образом: я счастлив, когда рядом со мной любимые мною люди, когда со мной мои друзья, когда у меня есть что поесть, когда мои дети обуты, одеты, когда у них все хорошо, когда между ними мир, я счастлив, когда могу реализовать себя в этой жизни, в творчестве, в делах. Когда я могу тот дар Божий, который дан каждому из нас вернуть в этот мир.

И мы говорим, что если ты хочешь быть счастливым, будь с Богом, тогда сможешь стать по-настоящему счастлив, но это трудно одновременно удержать в голове вместе с образом Креста Христова, с образом тех мук и страданий, которые Господь на Кресте претерпел.

Что же мы рождены не для счастья? Что же мы пришли в этот мир, чтобы страдать? Если Господь умер на Кресте, то, наверное, и наша жизнь должна быть страданием и это стремление к счастью – обман, попытка совместить христианство с современным стремлением к комфорту?

Ответ на этот вопрос, наверное, не такой простой. Да, конечно, Крест Христов являет нам страшные муки Господа, который пришел на землю для того, чтобы умереть ради нас. Умирая на Кресте, Господь открыл нам свою удивительную любовь, любовь крестную, любовь, которая открывается в страданиях и смерти за любимого. Открыл нам смысл любви жертвенной.

И если бы родной и близкий для нас человек, наш друг, любимый, умер за нас? Можно представить себе такую ситуацию, когда реально кто-то отдал бы свою жизнь ради нас, не предав нас, покрыв нас. В мирное время это сложнее представить, но во время войны, революций, катаклизмов легче. Если бы по-настоящему дорогой и близкий нам человек за нас умер на кресте, то наша жизнь бы изменилась. Мы бы, наверное, не смогли бы жить так, как будто ничего не произошло.

Но смерть Спасителя на Кресте для нас очень часто остается далекой, мы не осознаем этой близости Его к нам. Его жертва, Его любовь нас не меняют, так как могла бы изменить смерть родного и близкого человека. И в этом наш грех, конечно. В этом наша беда.

И наше стремление к счастью – естественное стремление, вложенное в нас Богом – стремление к любви, стремление к дружбе, стремление к тому, чтобы у наших близких было все хорошо, обретает свой настоящий смысл, если мы понимаем, что цена нашего счастья, счастья подлинного, счастья настоящего, радости после которой не будет оскомины, цена этому – Крест Христов, цена  этому – те муки, которые Господь за нас претерпел, потому что Он дал нам возможность вкусить полноту этой жизни. Полноту жизни, которая возможна, когда наша человеческая любовь соединяется с любовью Божественной. И тогда радостное, подлинное и настоящее земное счастье наполняется истинным смыслом и содержанием. И тогда, если мы чувствуем, что наше настоящее земное счастье куплено кровью Христовой, то, благодаря Бога за него, мы будем понимать, что это счастье невозможно без жертвы и будем готовы к той жертве, которая в жизни ожидает каждого из нас.

И Крест Христов, на который мы сегодня взираем, который мы лобызаем, будет для нас опорой и в радости и в тех скорбях и сложностях, которые встречаются в нашей жизни. Крест Христов наполнит нас торжеством не только когда у нас все хорошо, но и когда нам больно, потому что любовь Христова – это та тайна, которую Господь сегодня открывает нам на Кресте. Аминь.