Наша большая творческая поездка в Кострому завершилась. В настоящую минуту одна группа возвращается в Москву на автобусе, другая — на поезде. И, конечно, мне не терпится, так сказать, по горячим следам рассказать, как это было. Слушайте и сопереживайте!

К этой поездке по целому ряду аспектов приложимо слово «впервые». Судите сами: впервые с нами поехал Средний хор под управлением А.В. Климовой, впервые мы пригласили к участию в концерте целых два костромских детских хора, впервые мы пели новые сочинения Довганя и Неседова, впервые мы позвали Средний хор петь в сводном хоре. Но мы второй раз пели на службе в кафедральном соборе, где находится чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, и во второй раз выступали в костромской областной филармонии — в замечательном зале, называемом «Ротонда».

Мы приехали в Кострому в пятницу ночью, проделав путь, который скорый поезд пролетает за 4 с половиной часа. Мы же плелись так, что на дорогу ушло 11 часов. Всему виной были автомобильные пробки и вечер пятницы. Представляете?! Москвичи ехали за город, пользуясь длинными каникулами. Да, в Костроме нас ждал ужин, но утомление от дороги заставляло беспокоиться за следующие дни. Ведь когда полдня едешь, а потом полночи не спишь, то это влияет на творческие силы. И отнюдь не положительно.

В субботу встали, вместе помолились, позавтракали. Младшие уехали на экскурсию по городу, а старшие принялись репетировать. Это так кажется, что день большой и все можно успеть. Но когда у тебя несколько хоров, когда хочется еще что-то подделать, когда, наконец, у тебя все певчие в сборе, ты готов репетировать целый день. Но мы рассудили, что репетиции — репетициями, но если покажется солнышко, то мы прервемся, и желающие пойдут гулять. А потом вечерняя служба, ужин и снова спевка, чтобы познакомиться с новым репертуаром для смешанного состава. Но и эта рабочая суббота благополучно завершилась. Завтра воскресенье, больных нет, все рвутся «в бой». Спокойной ночи!

Со стороны неискушенному в хоровых делах человеку наш воскресный день в Костроме мог показаться днем странным. В то время как обычный человек, еще не знающий Христа и не стремящийся утром в церковь, безмятежно почивает, оставляя на вторую половину дня посещение друзей, салонов красоты, рынков, спортивных мероприятий, его верующий согражданин планирует день иначе. Утром он собирается в храм, зная, что встретит друзей там, там же его покормят, ему что-то полезное расскажут, и так пройдет время до обеда. Потом часть дня он посвящает ближнему, т.е. слушает, помогает, участвует. При этом тут найдется место спорту, досугу, хобби.

Так и мы. С утра пораньше, заранее понимая, что нам придется разделиться, четко отдавали распоряжения:

– Ваня, собери всех мужчин у выхода точно в 7.45. Опоздавших быть не должно! – давал последние инструкции отец Александр.

– Анастасия Олеговна! Где мой концертный костюм? – с дрожью в голосе интересовался Евгений Святославович.

– Его надо искать внизу, если кто-то его забрал из автобуса, – уверенно, но ласково отвечала его прекрасная половина.

– Матушка Вера, спускаемся на первый этаж. Детям скажите, что можно шуметь. Все уже уехали, – обращалась к активному члену выездного родительского комитета Анна Витальевна.

Такие команды, пожелания, распоряжения слышались утром, когда хоры еще находились в гостинице. Кстати, уже второй раз нам предоставляют прекрасное место для ночлега, где мы питаемся, репетируем, молимся, где рядом несет свои воды великая матушка Волга, где совсем недалеко до филармонии и где нам очень нравится.

Будь я генерал и главнокомандующий (хотя по сути я и то, и другое), за моей подписью вышел бы приказ, что:

– старший хор ждут в кафедральном соборе ровно в 8:15;

– часы там начинают читать после акафист а, и будет время встать и примериться;

– мужской хор поет службу в духовном центре «Ковчег»; начало в 09:00, часы в 08:40, храм открыт с 07:30;

– средний хор практически не покидает местоположение нашего расположения и идет на службу в соседний с гостиницей храм — и т.д. и т.п.

Итак, с утра в воскресенье каждый хор действовал по собственному плану в соответствии с распорядком дня.

Знаю от отца Александра, что Мужской хор спел службу на «четверочку с минусом», что разогрелись только к евхаристическому канону, но от певчих Мужского хора услышал иное и категорическое: «Спели отвратительно»! Согласитесь, что оценки практически противоположные. Я могу сказать на это одно:

– Друзья, и на старуху бывает проруха! Вы привыкли к успеху, к овациям и всеобщему одобрению, но для смирения и правдивой оценки иногда полезно «окунуться в прорубь».

Зато я был свидетелем, как пел Старший хор в кафедральном соборе, при служении епархиального архиерея митрополита Ферапонта, чередуясь с архиерейским и сестринским хорами. Ничего себе компания, правда?!

Мы пели «Единородны Сыне», «Во Царствии Твоем», Херувимскую песнь и Задостойник Пасхи. Неплохо, а!? А после этого участвовали в крестном ходе, причем владыка Ферапонт указал нам идти сразу за клириками. Такое соседство мы по достоинству оценили на остановках, когда он кропил народ водой. Ох, и доставалось же нам по полной программе или, как говорят, окропили нас с головы до ног. Не зря нам про митрополита Фирапонта  говорили – щедрый владыка.

А и впрямь, нас замечательно покормили, да еще одарили книжками. Вот как бывает после удачных служб, даже при частичном в них участии.

После обеда мы поспешили в автобус, чтобы успеть приехать в гостиницу, переодеться в концертное и мчаться на репетицию в филармонию. Такая спешка – явный перебор в метро-ритмическом оформлении концертно-богослужебного дня, но тут ничего не попишешь – как говорится, «назвался груздем – полезай в кузов». Но и в зале мы действовали в экспресс-режиме: кто-то прогонял с начала до конца,  кто-то работал над вступлением, кто-то просто репетировал выход. Но и тут чувствовалось полное единодушие.

И вот в зале начала накапливаться публика. Запестрели красно-белые пасхальные цвета, люди здоровались друг с другом, общались, рассаживались. К самому началу нашего концерта подошел владыка Ферапонт, поздравил всех с Праздником св. жен-мироносиц, с Пасхой, с концертом, словом, поднял всем пришедшим настроение.[1]

Ну и наконец, в завершении очерка хочу сослаться на выборочные письменные оценки нашего выступления, оставленные на полях напечатанных программок:

«СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ! ОЧЕНЬ БЫЛО ПРИЯТНО ВИДЕТЬ СЛАЖЕННУЮ РАБОТУ ДИРИЖЕРА И ХОРА, РЕБЯТА! ЦЕНИТЕ ЭТО ВРЕМЯ, УЧИТЕСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ!

«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

«Я БЛАГОДАРЕН БОГУ, ЧТО ПРИСУТСТВОВАЛ НА ЭТОМ КОНЦЕРТЕ!!!»

«ЗВУЧАНИЕ ВАШИХ ХОРОВ – ЭТО ЯВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ДУХОВНОГО ПОРЯДКА! ЭТО МУЗЫКА ВЫСШИХ СФЕР!»

«СПАСИБО ЗА УДОВОЛЬСТВИЕ! РАДУЙ ВСЕХ СВОИМ ПЕНИЕМ, АНГЕЛОК!»

 

Евгений Тугаринов, руководитель студии

 

[1] Далее следует подробный музыкально-теоретический анализ исполненных произведений с небольшими историческими экскурсами по эпохам, стилям, не исключая последние новинки сезона, предложенные почтенной публике (от автора).

Фотографии Александры Спасской

*Выступление Мужского хора на данном мероприятии организованно в рамках проекта АНО СОШ Дмитриевская «Мужской хор», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.