Богослужения с участием детей

Дорогие друзья, как мы и обещали в статье «Итоги проекта «Поющая школа», посвящаем отдельную заметку о богослужениях, проводимых  с участием детей. Богослужение – это отдельное и важное направление в развитии музыкальной, хоровой в частности, жизни каждой православной школы.

Наряду с участием в литургии сводного школьного хора (5-11 классы) в дни больших школьных или храмовых праздников, уже достаточно продолжительно время существует практика проведения литургии силами каждого класса в отдельности. Каждый класс два раза в год участвует в таком богослужении. По возможности, все ребята исповедуются, причащаются. 7вйНа этих службах ученики сами поют, читают часы, Апостол, молитвы ко причастию и благодарственные после причастия, помогают алтарникам.  Таким образом, все ученики класса помогают совершать богослужение. Богослужения классов совершаются как в храме царевича Димитрия, так и в корпусе начальной школы, в маленьком, но очень уютном храме преподобномученицы Елисаветы. Проводит их иерей Николай Петров – клирик храма царевича Димитрия, преподаватель предмета «Основы православного вероучения». С прошлого года мы постарались распределить богослужения классов за определенными регентами, чтобы между ними и певчими во время службы была атмосфера взаимопонимания. Так с 3 по 7 классы взяла на себя учитель музыки, руководитель хора средней школы – Смирнова С.В., а 8-11 классы регент, преподаватель вокала Хоровой студии «Царевич» – Паутина Е.В.

2йПервая самостоятельная служба у детей происходит в 3 классе. В этом году радость первой службы разделили два 3-х класса, их классные руководители, воспитатели и все учителя-предметники, которые работают с ними. Дети хорошо справились с  исполнением песнопений, те кто читали часы, молитвы подошли к подготовке очень ответственно, у кого-то вышло чуть лучше, кому-то еще нужно много тренироваться. Но в целом, благодаря детям, на службе все время присутствовала ощущение близкого счастья! 4вй

Более старшие дети, вероятно в силу своего возраста, становления собственной личности, связанного порой с очень яркими проявлениями своего характера, не имеют в себе такой настрой к богослужениям. Но здесь нам остается только их поддерживать, принимать, ни в коем случае не ругать  и не отталкивать. Нам самим, наверное, нужно учиться тому, как помочь вернуть им это радость от возможности встречи с Богом.

8й Но самой большой трудностью для детей всех возрастов, участвующих в хоре на службе, является умение выстоять ее всю. Часто дети отвлекаются, смотрят мимо руки регента, а это значит, что он не может ничем помочь, не может скорректировать исполнение так, как нужно для хода службы. Бывает, что дети просто покидают хор во время пения. В своей работе с детьми мы ищем подход в воспитании у них чувства ощущения своей значимости в коллективе, важности дела, которое делаешь, и себя в нем. 7бй

__________________

Богослужения классов в особенности должно стать общим делом для большинства педагогов-хормейстеров школы, классных руководителей, воспитателей, родителей. Класс – это не отобранные певчие и чтецы, детям трудно. Нужно подсказывать, что читать, заранее готовить чтения. В пении часто не держится строй не только в многоголосном пении у старших детей в 3-х и 4-х-голосии, но и у малышей в 2-х- голосии и унисоне. 4айПоэтому иногда выходит борьба с нотами и текстами на клиросе, а хочется, чтобы было ощущение радости. Присутствие взрослых и опытных людей не ставит собой задачи затмить учеников, а должно просто придавать уверенность, служить опорой, чтобы и малыши смогли почувствовать красоту многоголосного пения на богослужении.

_________________

Совершение литургии – очень ответственное дело, которое требует тщательной подготовки. Дети должны хорошо знать все песнопения службы как неизменяемые, так и изменяемые. С этой целью на уроках школьного хора разучиваются антифоны, тропари, прокимны и песнопения литургии. А также проводятся дополнительные спевки для подготовки к конкретной службе. Работы очень много и, зачастую, нехватка времени становится основным препятствием для изучения новых песнопений, и на службе приходится опираться на то, что дети уже хорошо знают и поют. Однако, постоянное пение одного и того же песнопения приводит к угасанию интереса к этой деятельности – к участию в богослужении, а также к привыканию, равнодушию. Поэтому обновление и расширение репертуара просто необходимо. Второе полугодие нынешнего учебного года  нам- педагогам, регентам хотелось бы направить в сторону расширения богослужебного репертуара, согласно возможностям каждой возрастной группы школьного хора, и  более тщательной работы над ним.

 

В первом полугодии 2018-2019 учебного года каждый класс уже принял участие в одном богослужении:

  • 18 октября – 9 класс (1 класс присутствует)
  • 23 октября – 6 класс
  • 15 ноября – 4 класс
  • 27 ноября – 5 класс
  • 13 декабря – 3а, 3б классы
  • 18 декабря – 7 класс
  • 21 декабря – 10 класс
  • 25 декабря – 8 класс (2 класс присутствует)
  • 28 декабря – 11 класс

_________________

Что касается богослужений, в которых принимал участие сводный хор школы, то их было два. Обе эти службы были запланированы и включены в реализацию проекта «Поющая школа» – победителя Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018» в направлении «Образование и воспитание».

О каждой из этих служб рассказывает руководитель сводного школьного хора – Евгений Тугаринов:

«1 ноября 2018 года в Димитриевской школе был большой праздник – День рождения школы, ставший в этом году юбилейным – пятнадцатым по счету. К юбилею была подгот001овлена большая программа празднования, важнейшей частью которого стало богослужение. По традиции богослужение возглавил духовник школы и настоятель Свято-Димитриевского больничного храма епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. В службе принял участие сводный хор школы. 

Праздничная служба – это ответственность прежде всего, поэтому дети собрались за полчаса до службы, чтобы повторить некоторые песнопения, которые проходили накануне на общей спевке: тропари и кондаки, Трисвятое, Херувимскую песнь. 002Эта «проба голоса» всегда помогает настроиться на службу. В итоге хор пел достаточно уверено и когда пел вместе с приходом антифоны, и когда пел самостоятельно.

К концу литургии в храме ожидался приезд министра просвещения. К этому моменту планировалось отслужить торжественный благодарственный молебен. Но, как нередко случается, приезд министра пришлось ожидать несколько дольше запланированного. В храме собралась вся школа и, чтобы каким-то образом занять детей, владыка предложил нам петь. Когда закончились церковные песнопения «Взбранной Воеводе», «Богородице Дево» начали петь светские: «Жди меня», «Горные вершины», «Тихой ночью». И надо сказать, что звучание в храме было совсем неплохим». 003

 

_________________

«В воскресенье 2 декабря 2018 г. в день памяти святителя Московского Филарета в Храме Христа Спасителя состоялось богослужение, возглавляемое патриархом Московский и всея Руси Кириллом. Оно стало центральным событием торжеств, посвященных 10-летию Общества Друзей милосердия. В этот день в храме молились сотрудники, подопечные службы и их Друзья. Так  приглашение нашего школьного хора для участия в богослужении стало возможным благодаря тому, что Свято-Димитриевская школа является одним из проектов Милосердия.

Ответственно и почетно петь в главном храме Москвы да еще в присутствии патриарха.004 Поэтому наш хор был усилен недавними выпускниками школы и певчими мужского хора, в частности басами и тенорами. За это хочется поблагодарить всех ребят и нашего директора и руководителя мужского хора иерея Александра Лаврухина.

Пение службы было разделено между двумя хорами – Патриаршим хором собора и нашим. Мы пели несколько ектений, 2-й антифон и «Единородный Сыне», Трисвятое, аллилуарий, «Милость мира». Петь не все на службе, а выборочно – составляет определенную трудность. Здесь нельзя отвлекаться, надо сохранять молитвенный настрой и слаженно включаться в пение вновь. И было видно, что хор старался этот настрой поддержать, быть внимательным. 00 Несмотря на то, что получалось это не всегда, все же  управлять им в тот день было очень приятно. 

По мнению учителей, родителей учеников и некоторых молящихся за богослужением людей, наше пение было на достойном уровне, и своим собранным и красивым звуком, четким произношением слов и, наконец, простой ясностью самих песнопений оно помогало людям молиться. Благодарность всем принявшим участие в службе».

_____________________

         Литургия – в переводе с греческого «общее дело», «общее служение». Учась в одном классе, в одном коллективе, дети все равно в большей степени направлены на индивидуальную работу. А литургия – это то небольшое время, когда есть возможность как раз сделать что-то всем вместе. Делать что-то вместе – этому надо учиться! Нужно учиться слушать и слышать, принимать, доверять, а главное нужно трудиться. В первую очередь, нужно потрудиться над тем, чтобы прийти на службу, помнить, что ты нужен и важен, что это твой долг  – внести посильную лепту в общее дело пением, чтением, помощью в алтаре или храме!