“Евгений Онегин” в исследованиях наших девятиклассников

Под катом – исследование лирических отступлений в “Евгении Онегине” , начинающихся со слов “Блажен, кто…”, проведенное Варей Герб, и полемика Коли Дмитриева с  Белинским и Достоевским — один из них назвал «нравственным эмбрионом» Татьяну Ларину , а другой — Евгения Онегина. Кто прав?..

“Блажен, кто…” (Варя Герб, 9 класс)

Многие читатели «Евгения Онегина» знают, что главным героем этого произведения является отнюдь не Евгений Онегин, чье имя вынесено в название книги, и даже не Татьяна Ларина, не говоря уже о Владимире Ленском. Главный литературный герой романа — Автор, личность, придуманная Пушкиным, одновременно ведущая рассказ и участвующая в нем. Однако, что за человек этот загадочный невидимый Автор? На мой взгляд, одним из важных понятий, определяющих человека, является его личное представление о счастье, ведь от этого зависит, к чему тот стремится в жизни и какими путями старается этого достичь (а какой человек не хочет счастливо жить?). Поэтому, мне важно понять, кого Автор считает счастливым, ведь так я лучше пойму, кто такой главный герой великого романа.

Информацию об Авторе и его взглядах на жизнь мы получаем из многочисленных лирических отступлений, причем самую разностороннюю. Исследуя, что Автор думает о счастье, я буду анализировать блок лирических отступлений, начинаюшихся со слова «блажен» (согласно словарю В. И. Даля, блаженный – «благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый»).

Первый отрывок, начинающийся со слова «блажен» встречается нам уже в первой главе (LVIII). В нем говорится о блаженстве человека, который соединил любовь с поэзией, настоящее чувство с творчеством, подогрел творческий пыл жаром любви. Мы узнаем, что Автор считает счастливым того, кто облек настоящее чувство в слова поэзии, счастлив тот, у кого в жизни соединились настоящее, живое, горячее чувство и творчество. Однако, достаточно ли всего этого для счастья? Читаем далее.

В следующем отрывке (4 глава, XXXIV) мы узнаем, что блажен поэт, «читающий мечты свои предмету песен и любви», то есть для счастья поэту необходима возможность прочитать кому-то (желательно, конечно, тому, кого он воспевает) свои труды. Значит, мало живописать свое чувство в стихах, для счастья нужно, чтобы тебя послушали, то есть необходима возможность поделиться своим творчеством.

В двух рассмотренных нами лирических отступлениях речь шла о счастье поэта. А вот в следующих отрывках речь пойдет о счастье обычного человека. В восьмой главе (X строфа) мы читаем: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел, кто постепенно жизни холод с летами вытерпеть умел…». Вообще, Автор в «Евгении Онегине» постоянно меняет тон, и часто довольно сложно понять, где он пошутил, а где сказал всерьез, и эта строфа не исключение: мы встечаем и явную иронию, и точку зрения Автора, и «полушутя-полусерьезно». Основная мысль Автора в этом отрывке такова: блажен тот, кто принимает изменчивость жизни и полноценно живет в каждом ее периоде, живет «вовремя», хотя бы на уровне: «Кто в двадцать лет был франт иль хват, а в тридцать выгодно женат; кто в пятьдесят освободился от частных и других долгов…». Для Автора счастлив человек, наслаждающийся своей жизнью здесь и сейчас (а не предающийся «странным снам»).

И, наконец, в конце восьмой главы (LI), прощаясь с читателем, Автор называет еще один критерий счастливого человека: «Блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина…». Счастлив тот, кто не засиделся на свете, умер рано, насладившись жизнью и сильно не жалея об уходе, кто не цеплялся за жизнь, а ушел, не вкусив осадка со «дна бокала полного вина», до того, как его близкие начали покидать «праздник жизни».

Ну что же, мы узнали, кого Автор считает счастливым, какие критерии, с точки зрения рассказчика истории, важны, чтобы человек был «блажен». Следовательно, мы можем понять, кто же из героев этой самой истории был счастлив. Онегин ли? Конечно, нет: «в нем чувства рано охладели», он не воспринимает поэзию и все в его жизни как-то невовремя: и запоздалая любовь, и небрежно брошенная шутка, и все его опоздания (вспомним его жизнь в Петебурге: он опаздывал всюду — на обед, в театр, на бал). Была ли счастлива Татьяна? Тоже нет (разве что в детстве в своей глуши, окруженная любимыми людьми, природой и поэтичностью простой жизни? Но ведь и там ей тяжело: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна», если это признание, конечно, не навеяно сентиментальными французскими романами…). Она верна долгу и жертвует собственным счастьем, несмотря на то, что поэтична и обладает горячим сердцем.

Единственным счастливым героем, если смотреть по авторским критериям, оказывается Ленский! Поэт, он горячо и искренне любил Ольгу, писал в ее честь стихи и читал их ей, он ценил все в жизни: «Все благо: бдения и сна приходит час определенный; благословен и день забот, благословен и тьмы приход!», да, к тому же, и погиб в цвете лет, не познав множество разочарований и проблем, которые готовила ему жизнь. Владимир Ленский — единственный «блаженный» герой романа.

Подведем итог: что мы узнали об Авторе, главном герое «Евгения Онегина» и других героях? Для Автора счастлив тот, в чьей жизни объединились чувство и творчество, кто имел возможность поделиться своим творчеством, кто принял изменчивость жизни и идет в ногу со временем, кто умер, не познав всей горечи жизни, как Владимир Ленский. Это характеризует Автора, как мудрого человека, обладающего полнотой чувств и целостным восприятием мира.

Критическая работа Коли Дмитриева (продолжение полемики Бнлинского и Достоевского)

Александр Сергеевич Пушкин написал роман “Евгений Онегин”, это произведение изобразило жизнь во всей её прозаической действительности.

Очень много споров возникло в связи с последней главой, где Татьяна хоть и любит Онегина, но ему отказывает, так как отдана другому. Кто не прав – Татьяна или Евгений? Кто из них «нравственный эмбрион»? Я попробую помочь вам разобраться.

Онегина был воспитан французами, жил городской жизнью. Надо заметить, что после войны двенадцатого года городское общество офранцузилось. Татьяна – простая русская душа, которая воспитана простыми русскими людьми. Казалось бы, Евгений и Татьяна из разных миров, которые не должны пересечься. Евгений живёт без Бога, Татьяна же наоборот. И вот Татьяна и Онегин встречаются, Евгений пересекается с простой русской жизнью.

Татьяна влюбляется в Онегина, но узнаёт его только в седьмой главе, когда она читала книги Евгения в его кабинете. Это показывает, что в начале романа она очень наивная. Татьяна в начале произведения романтик. Это не является чем-то плохим, в конце концов, ей семнадцать, почти все подростки романтики.

Каким же был Евгений в начале романа? Опять же, давайте вспомним седьмую главу, когда Татьяна читает книги Евгения и видит, что Евгений “москвич в Гарольдовом плаще”, она задаётся вопросом: уж не пародия ли он? Действительно, он потерял свою идентичность в постоянным веселье, в отсутствие Бога. Он сбегает из Петербурга от наскучевшегося веселья.

Татьяна в конце романа рассудительная женщина, уже она не романтик.

Евгений же стал личностью, большой личностью. Жизнь в деревне подняла для него много вопросов и дала много ответов. После дуэли с другом он изменился.

Татьяна уже согласилась выйти замуж, и получается, она обманет мужа, сказав “да” Евгению. Это будет бесчестный поступок по отношению к мужу.

Могла ли Татьяна сказать “да” Евгению и тем самым поступить бесчестно по отношению к мужу? Могла ли христианка так поступить? Татьяна из начала романа могла, но Татьяна из конца романа, Татьяна 8 главы, уже не могла, так как она «другому отдана», отдана Богом. Татьяна жертвует собой.

Мы видим, что во время романа герои изменяются, растут в моральном плане. И Татьяна, и Евгений страдают, Онегин после дуэли, Татьяна от безответной любви, а после, возможно, от жертвы.

Можно ли кого-то из романа назвать “нравственным эмбрионом”?

И Евгений, и Татьяна ошибаются, ошибки свойственны человеку, в романе мы видим не святых, а простых людей, людей, чьи будни так хорошо изобразил Пушкин, но и Евгений, и Татьяна не плохие люди: Евгений не обманывает Татьяну в начале романа, а Татьяна жертвует собой в конце.

Этот роман о людях, о простых людях, которые любят, страдают, жертвуют, ошибаются. Здесь нет ни вечно правого Чацкого, ни мерзкого Швабрина, здесь нет ни Золушки, ни Мачехи. Человек многогранен и не имеет только отрицательных или только положительных сторон, в жизни нет “нравственных эмбрионов” (конечно, есть моральные уроды, но они больные люди и их не вылечить). А в этом романе, как в жизни, но без больных людей. И Евгений, и Татьяна не нравственные эмбрионы, а просто люди.