Для отсутствовавших на последнем уроке выполнить задания листочка А4 (1, 6, 10 – письменно, 3 – на листе); остальным задания 1, 10 (на отдельном листочке). Задания прикрепляю ниже (нажать подробнее)
Упражнение 1 Продолжите предложения, используя союзы и союзные слова, данные в скобках. Определите, как меняются смысловые отношения между главной и придаточной частями в зависимости от употреблённого подчинительного союза (или союзного слова). Установите, к какому виду относится каждая придаточная часть сложноподчинённого предложения.
1) Мы открыли книгу, (которая…; чтобы…; так как… ; хотя…).
2) Перед нами открылся удивительный сельский пейзаж, (какой…; так что… ; когда...).
3) Подружки по секрету сообщили новость, (которая… ; потому что…; так что… ; как будто…).
Упражнение 3 Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.
- Я спросила у кукушки сколько лет я проживу. 2) Глаз не свожу с г_ризонта где м_тели пляшут чардаш. 3) К_залось мне что туча с тучей сш_бётся где(то) (в)вышине… 4) Тот кого учитлем сч_таю как тень прошёл и тени (не)оставил. 5) Бывало я (с)утра молчу о том что сон мне пел. 6) Когда я называю по пр_вычке моих друзей з_ветных имена всегда на этой стра(н, нн)ой пер_кличке мне отв_чает только тишна. 7) Нужно накл..ниться, чтоб из руч..я напит(?)ся. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеёт(?)ся последним. 9) Не стыдно молчать, коли н..чего сказать.
Упражнение 6 Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Проведите синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.
Усадьба Юшкова была обнесе(н, нн)а высокою каме(н, нн)ою стеной. В углублени_ ст_ял красивый каме(н, нн)ый флигель который отделён от остального двора реш_тч_тым забором краше(н,
нн)ым зелёною краской. Водя(н, нн)ая мельн_ца была расп_л_жена на открытом месте.
Я сам имел мельн_цу п_тал к ней даже (не)которую слаб_сть и (сей)час увид_л что Юшков пр_-красно поймает м_льничное дело. В этом (не)трудно убеди(ться, тся). Если мельнца работат без шума всё дело в порядке. Чтобы доби(тся, ться) такого п_рядка нужно самому выстр_ить мельницу. Всё здесь з_висит (от)таких мелочей которые (не)спец_алисту пок_жу(тся, ться) сущим пуст_ком.
(По Н. Гарину-Михайловскому )
Упражнение 10
Письменно составьте предложения по схемам так, чтобы получился связный рассказ на тему «Путешествие по карте России».
1) [ ], и [ ]. 2) [ ], ( какой ). 3) ( Когда ), [ ].
4) [ ],(что ). 5) (Хотя ), [ ]. 6)[ ].
7)[ ], [ ]. 8) (Если ), [ то ]. 9) ( Чем ), [ тем ].