Благовещение и Неделя Крестопоклонная

Все мы, конечно, были в этот день на службе. И почувствовали
удивительное переплетение смыслов этих двух событий.
Принятия Пресвятой Девой воли Божией о том, что от
нее воплотится Сын Божий; и принятие Сыном Божиим
Крестных страданий. Предпразднство Рождества Христова
(которое начинается благовещением); и предпразднство Пасхи
(которая предвозвещается изнесением Креста). В службе
Благовещения необычно величание – оно построено в форме
повторения нами приветствия Архангела Гавриила Деве
Марии: «Архангельский глас вопием ти…». А канон написан в
форме диалога: Ангел возопил: Богородица рече: – составитель
канона дерзновенно «разширил» Евангельское повествование
о Благовещении. Попробуем и мы поэтически осознать и
прославить эти события:

О глубина смирения Твоего, Дево, позволившего
воплотиться Сыну Божию, смирившемуся до человеческого
естества.

О послушания Рабы Господней, открывшее вход Тому, кто
принял образ раба и был послушлив даже до смерти, смерти же
крестной.

О чудо! Услышав, что она имеет родить Бога, Пресвятая, не
отвергла такого непостижимого и ужасного дела и подвига.

О мужества твоего, Родившей Христа безмужно и так, что
было неизведанно никем и никогда.

О страха греха и боязни соблазна, бывших в тебе, в той,
которой страшился сам архангел!

О страха Божия у той, на которую сходит Сам Бог – Дух
Святой.

Воистину твой праздник – начало всего, и твое смиренное
слово начинает путь схождения Сына Божия до Креста и до ада,
но потом и до Воскресения.

Если Крест Христов называется в службах древом жизни посреди
рая, то ты, Матерь Божия – сама райская земля, произрастившая
его.

Если Крест, как древо Моисея, вложенное им в горький источник
усладило воду, нам услаждает горечь и труд поста, то ты, Дево,
наш путь к этому источнику, которым только и можем дойти.

Если Крест сравнивается с раскидистым древом, где можно
отдохнуть и утешиться посреди пустыни постных подвигов,
то ты Богородице – глубокие подземные воды смирения,
напояющие корни его.

Если Крест предносится, как знак царского достоинства и
победы над смертью перед пришествием Самого Царя-Христа в
Воскресении, то ты, Пресвятая есть самый сосуд на нем же Крест
возлежит и несется.

Ведь твоим крестным смирением Крест в мире явился, и тогда
Господь Своим Крестом силу дьявольскую перечеркнул.

И ты первая, услышав ныне от Ангела: радуйся, и «паки радуйся»
от всех услышишь, когда «Твой Сын воскреснет тридневно от
гроба». Людие, веселитеся!.