О традиции детских литургий в Свято-Димитриевской школе, об истории их возникновения, о том, как участвуют в литургии дети и как они готовятся к службам, поговорила с иереем Николаем Петровым ученица седьмого класса Катерина Госсе.
Сколько лет существует традиция детских литургий и как она появилась?
Думаю, около десяти лет, но я могу ошибаться. Как появилась? Первый раз, когда мы захотели помолиться вместе, – это была не литургия, а молебен. Мы с одним классом за храмом построили из полиэтилена походный храм: верёвки натянули, палатку сделали, послужили молебен. Всем очень понравилось, а потом, в какой-то момент, я начал рассказывать детям в третьем классе о литургии. На мой взгляд, это самое подходящее время. Как можно раньше детям нужно рассказывать о литургии, а, когда рассказываешь, нужно же и как-то это всё на деле воплотить. Потом ещё было ясно, что, когда идут общешкольные службы, например 1 сентября или в День царевича Димитрия, невозможно всех детей привлечь, и организация очень сложная. А Владыка говорил: «Хорошо, чтобы дети участвовали в службе, а именно, чтобы они что-то делали».
Детской литургии свойственно единство – все друг друга знают и не стесняются читать, делать то, что при других людях стесняются. Если у нас маленький храм, например в 16 корпусе, где большое количество людей просто не поместится, где почти никого нет, то никто и не мешает. Такая форма образовалась, что классы по очереди служат литургии, на которых они всё возможное для себя делают. Таким образом дети сами активно участвуют и получают пользу от того, что понимают, что церковь – это не просто место, куда они пришли что-то получить, а место, где они должны сами что-то давать и быть активными участниками службы.
Что дети делают на литургии? Их обязанности со временем увеличивались или, наоборот, уменьшались ?
Нет, они не уменьшались. С самого начала дети читали всё. Собственно, ради этого и создавались службы, чтобы всё делали сами школьники. Поэтому обязанности никак не увеличивались, они с самого начала были максимально большими, насколько возможно было. Владыка не разрешает школьников брать в алтарь, поэтому они могут только снаружи свечки носить, ставить, плат подержать во время причастия, а всё самое важное – это, конечно, клирос. Дети немножко с запивкой помогают, но это несложная работа, а так – чтение, пение – это основное. Поэтому “Апостол” как самое важное чтение на литургии из того, что читают миряне, всегда был в ведении школьников, конечно.
Сколько детских литургий совершается в год?
На это очень легко ответить: восемнадцать. У каждого класса – один раз в полгода, а 1 и 2 классы пока не в состоянии этого делать. Начиная с третьего класса по одиннадцатый, получается девять классов. А первый и второй классы просто присутствуют при службах старшеклассников и потихонечку привыкают к тому, что они в третьем классе тоже будут что-то такое делать, а подготовка проходит, к моему сожалению, плохо, а хотелось бы, чтобы она лучше проходила. Сейчас она проходит так: я подготавливаю тексты и раздаю их. Школьники должны дома сами или с родителями порепетировать, исправить ошибки. Ну и заодно какие-то вещи простые выучить: как, например, свечки выносить. Казалось бы, все должны видеть на обычной службе, как это делается, но почему-то дети этого не видят и не понимают, что со свечкой нужно развернуться, здесь повернуться, а тексты, наверное, просто лень читать, и поэтому они ошибаются. Видимо, нужен человек, который бы, кроме меня, проверял бы накануне, как они читают вслух, и объяснял, репетировал бы с мальчиком, как надо выйти со свечкой, повернуться… Такого человека нет, поэтому, к моей большой грусти, возникает суета на службе, появляются ошибки.
Те классы, у которых есть уроки музыки, репетируют. А если уже нет уроков музыки?
Евгений Святославович как-то их собирает отдельно и с ними тоже немножко репетирует, старается.
Кто придумал проводить чаепития после службы?
Чаепития после службы придумали делать апостолы. А поскольку апостолы это придумали и завершением литургии являлось обязательное общение во время трапезы, то и мы, разумеется, не отступаем от этого правила. Оно очень важно, на мой взгляд, потому что во время службы нельзя разговаривать, хотя школьники это делают иногда, но литургия для молитвы, а общение после службы – это тоже очень важно, это выражение любви. Люди вместе причастились, и любовь у них ещё больше возгорелась, и нужно её как-то выразить. Дети это не очень умеют делают, а взрослые люди после службы всегда идут на трапезу не потому, что они оголодали и хотят поесть, а потому, что они могут эту любовь друг другу выразить в словах, в дружеском общении. А школьникам неплохо бы этому учиться, чтобы что-нибудь обсудить, рассказать. Понятно, что не всегда получается хорошо, но тем не менее такая привычка возникает, что есть две части службы – это сама молитва с причастием и потом совместная трапеза. Это очень важно.
А какие темы обычно бывают на чаепитии?
Темы бывают соответствующие возрасту учащихся: для старшеклассников – это темы насущные, связанные с современным миром, вопросы свободы, борьбы со злом, соблазнов всяких, которые в мире есть, сомнений в вере…. Средние классы чаще всего приходится занимать чем-нибудь. Например, что-то рассказывать интересное: случаи из жизни людей или какие-то чудесные случаи, проводить викторины, потому что заставить учеников средних классов рассуждать вместе невозможно. Они не могут вести дискуссию, к сожалению. Если начинают говорить одновременно – друг друга перебивают и никакого нормального разговора не получается. Поэтому тут необходимо что-то рассказывать. Хорошо, когда есть регент или классный руководитель, который тоже присутствует. Каждый что-нибудь расскажет из своей жизни, интересный случай вспомнит или еще что-нибудь. С младшими классами надо всю инициативу брать в свои руки, что-то просто кратко рассказывать.
Можно ли приходить родителям на службу?
Конечно, это очень хорошо. Если родители приходили, мы никогда не запрещали. Просто мы всегда думали, что многие родители не смогут – все равно придет один, два, три. И они не мешают совершенно, а потом, на трапезе, могут как раз что-нибудь рассказать интересное, это всегда хорошо. Потому что справляться с этими всеми оболтусами довольно сложно, всё держать под контролем, и на службе они должны как-то более менее держаться, а потом ещё на трапезе они должны быть все-таки дисциплинированны. Со старшеклассниками проще, они могут помолчать дольше, но пятые, шестые, седьмые классы – это такое время тяжёлое, в смысле, что человек не умеет долго спокойно стоять.
А за 10 лет дети меняются?
Конечно.
Я имею в виду не одни и те же дети, а, скажем, пятиклассники десять лет назад и сейчас?
Нет, ничего не меняется. Они все одинаковые, а что там поменяется? Бывают классы сложные, а иногда, наоборот, подбираются один к одному, и есть в этом периодичность. Обычно, на мой взгляд, два класса спокойных, тихих, а следующий сложный, потом два тихих и опять следующий неспокойный. Так, в принципе, всё одно и то же всегда.
А помимо непосредственной подготовки к литургии более серьёзная подготовка идёт на ваших занятиях?
Основная подготовка идёт в третьем классе. Теперь я решил, что в восьмом надо ещё раз это все повторить, всё сказать с более глубокой точки зрения. Но вот чтобы каждый год я рассказывал про литургии, такого нет. Первый раз они начинают знакомиться в третьем классе – всё очень подробно объясняется. Потом они всё забывают, это понятно. Но на последнем занятии вдохновляющих слов не бывает. У каждого класса свои темы на занятиях, а в восьмом классе есть такие темы, касающиеся церкви, и я решил – надо ещё раз рассказать про литургию, как более взрослым учащимся. Так что два раза получается.
А вы каждому ребенку целиком весь текст распечатываете или только тот, который он должны сам прочесть?
Тот, что сам должен прочесть во время службы. Те, кто поют, следят. А поют почти все – не поют обычно два, три, четыре человека. Но они следят глазами только и поют языком, а не понимают. Если бы был человек, который ещё что-нибудь объяснил, когда проверял бы их чтение и объяснял бы какие-то непонятные слова в тексте, который они читают, – было бы замечательно. Я, к сожалению, просто не могу этого делать. Служба почти каждую неделю получается, и еженедельно ещё находить время для каждого, чтобы поставить почитать, – это большая нагрузка. Я не могу её взять. У нас был алтарник, который попросил одно время это делать, потом опять сам загрузился другой работой. Сейчас уже не может этим заниматься.
А нельзя его попросить записать видео, которое дети могли бы посмотреть, или это неэффективно?
Нет, это бесполезно. Он делал просто – давал им в их руки свечки и заставлял их ногами пять раз туда обратно ходить, вот тогда человек запоминает. А ведь ещё что удивительно, что они это видят каждую неделю в течение многих лет и не могут повторить – это просто фантастика! Но мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся, что традиция будет приносить пользу!
Фотографии Елены Добряковой. Больше фото в альбоме “Литургия пятого класса в Храм преподобномученицы Елисаветы 27 апреля 2023 года”