Учиться мыслить


Интервью с Марией Андреевной Наместниковой, учителем русского языка
Беседу вела Наталья Александровна Осипова

Как и при каких обстоятельствах вы стали учителем в школе? Как вы пришли в эту профессию?

Когда я заканчивала филологический факультет, передо мной, как и перед каждым выпускником, возникал вопрос о дальнейшем профессиональном пути. Помню, что на втором курсе магистратуры у меня было немного пар и много времени для размышлений. Я часто ходила пешком домой от метро через небольшой парк и мысленно разговаривала с Богом о том, чтобы Он привел меня в то место, где будет полезно быть мне и где я смогу принести что-то доброе для окружающих. Мысли о работе в школе приходили, но не было уверенности, что это мое. Решающую роль сыграло благословение духовника. Я послушалась и таким образом попала в эту профессию.

Как вы считаете, если бы вы преподавали, допустим, в понедельник в обычной школе, а во вторник в православной школе, то вы бы давали материал по-разному?

Думаю, что нет, разницы в подаче материала не было бы. Однако была бы разница в отсылках к некоторым примерам, потому что с детьми в нашей школе мы можем поговорить вещах, связанных с евангельскими притчами, например, которые совсем не знают дети из обычной школы. Помню, я дополнительно занималась с мальчиком, для которого имена Иуда и Понтий Пилат ничего не говорили. Я тогда очень удивилась и поняла, что у ребенка во многом другое мироощущение. Правда, в таких случаях учитель может косвенно выступать миссионером.


Можно ли сказать, что школа – обычная средняя школа – это способ познания мира и познания Бога в этом мире? Или это все-таки в первую очередь приобретение знаний, которые помогут в практической жизни?

Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Я думаю, очень многое зависит от духа в школе, от тех педагогов, которые работают с детьми. Если руководство школы заинтересовано не только в качестве знаний детей, но и в их всестороннем развитии, то, конечно, это и приобретение базовых знаний, и познание мира и Бога.

С русским языком понятно – на нем нужно учить детей писать без ошибок. А чему должна учить литература в школе? Что она может дать тем, кто хочет быть математиком или айтишником, например?

Я думаю, что литература помогает людям развивать душу, она учит мыслить и отвечать на глубокие вопросы, касающиеся нравственной стороны жизни. Благодаря литературе ребенок развивает воображение, его мир становится богаче. Литература помогает человеку овладеть культурным кодом нации. И не важно, чем будущий ученик будет заниматься в жизни, важно, что он будет гармонично развит как личность.


Кстати, зачем нужно учить русский, если компьютер сам правит большинство ошибок? А в том, что касается сложных случаев, так их никто и не поймет, что с ошибкой написано 🙂

Знаете, изучение языка – это прекрасная возможность научиться мыслить. Во-первых, он живой, реагирующий на изменения в культуре и обществе, и это действительно интересно. Во-вторых, он логичен, несмотря на исключения, которые в нем встречаются (как правило, они объясняются историей языка). В-третьих, язык является показателем культуры человека, его личных качеств (это слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва), и здесь сопряжено всё: и знание культуры, и литературы, и языка.


Вы хотели бы преподавать в профильной школе, где все прирожденные гуманитарии и нет тех, кто не любит читать? Почему?

Думаю, что нет. Мне нравится, когда дети разные. Особенно приятно, когда ты понимаешь, что помог преодолеть ребенку то, что раньше у него не получалось, или пробудить интерес к тому, о чём он раньше не задумывался. Часто именно у людей, которые любят точные науки, рождаются очень интересные, нестандартные мысли.


Последний вопрос: кто для вас хороший учитель? Что является критерием его работы в школе?

Я думаю, что хороший учитель – это человек, любящий свой предмет и детей и искренне заинтересованный в ученике.