Спектакль «Ревизор» учащихся 11 класса

Дорогие друзья! Снова приглашаем вас окунуться в динамичную и яркую атмосферу комедии “Ревизор”. О неизменной актуальности гоголевской пьесы, написанной 185 лет назад,  напоминает нам  режиссер Марина Анатольевна Разночинцева вместе с  учениками  11 класса.

 

 

Вновь и вновь на маленький уездный город N, где по улицам мирно гуляют гуси Аммоса Федоровича, обрушивается известие о том, что едет ревизор.

В святоотеческой традиции, город – образ души, о чем мы никак не можем забывать, читая Гоголя, который постоянно и в “Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора”, и в “Развязке “Ревизора”,  и в многочисленных своих письмах указывает, что в город этот следует нам смотреться как в зеркало.

 

 

А кто же тогда ревизор? Приводящий в смятение, пробуждающий спящих, привносящий беспокойство и страх? Кто он, меняющий обличья? “Приглуповатый, пустейший” человек, напугавший всех по ошибке? Некто еще не увиденный, но зорко наблюдающий сам?

И здесь Гоголь дает предельно ясные подсказки в словах одного из комических актеров в “Развязке “Ревизора”: “Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя”.

 

 

В нынешней школьной постановке “Ревизора”, юные актеры, молодые люди 21 столетия, играя неизвестные им самим пороки, всматриваются в персонажей бессмертной комедии Гоголя “Ревизор”, ища в ней созвучия сегодняшнему дню.

“Когда ты будешь играть доброго, – ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый” – читаем мы  наставление К.С. Станиславского в книге “Работа актера над собой”. В пьесе Н.В.Гоголя, где нет положительных персонажей, каждый из них вдруг приобрел обаятельные черты.

 

 

В их интонациях и жестах проявились милые особенности – и в сметливой шустрости городничего  и в изяществе Анны Андреевны, и в ироничной рассудительности Осипа, и в трогательной скованности Хлопова. Кажется, сами актеры, непринужденно играя свои роли, смеются горьким, но исполненным надежды гоголевским смехом. И образы их героев звучат эхом его слов: “У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди. Толкуют о добродетели, о Боге, и между тем не делают ничего. Хотел бы, кажется, помочь им, но редкие, редкие из них имеют светлый природный ум, чтобы увидеть истину моих слов”.

 

 

И сегодня школьный спектакль “Ревизор” , поставленный Мариной Анатольевной Разночинцевой, режиссером и педагогом, напоминает нам о том, что важно было в этой пьесе самому Гоголю, о том, что он старался как можно яснее открыть читателю, во всех своих сопутствующих произведению комментариях. 

Марина Анатольевна сжимает текст пьесы, выстраивая из него напряженную, динамичную линию. Словно выпущенная стрела, действие стремительно движется к финалу.

 

 

Тревога появляется сразу же, еще до известия городничего, чтобы потом в нарастающем страхе умножить деятельную суетливость Антона Антоныча, придать почти что рыбьей немоты Луке Лукичу, разжечь угли беспокойства Аммоса Федоровича…

 

 

Каждая деталь, музыка, пластика ведут зрителя к неожиданному финалу, ошеломительному, отрезвляющему, доходящего до накала терпкого гоголевского веселья и вторящему его словам: “Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой, да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что̀ ни есть в нас, настоящего ревизора, не подложного! не Хлестакова! …изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их. Смехом, мои благородные соотечественники! Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом, который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека. Возвратим смеху его настоящее значенье!”

Автор фотографий: Игорь Модин