Проповедь иерея Николая Петрова в великий пяток

Христос же истления явися чуждь.

Мы живем в мире тления. Истлевает Вселенная по законам распада, земля истлевает еще быстрее нашим прогрессом, растлевается нашим прогрессирующим развратом, наше тело истлевает от рождения до смерти,  истлевают память и мысли, любовь и вера. При этом тлеет, не сгорая, уголь злобы внутри меня, тлеют войны вокруг меня, и тля тлит в мире всё, что мне ценно.

Христос же истления явися чуждь.

Только в этом гробе нет тления и смерти. И только этого Человека человечество абсолютно отвергло в этом мире, желая истлевать дальше. «Дай нам Варавву, который продолжит убивать нас, и растлевать наши имения». «Не нужен нам Царь, пусть только кесарь дальше порабощает нас». «Пусть истлеем мы и чада наши».

Только этого Мертвеца изъязвили так, чтобы всё Его Тело превратилось в единое тление. «Других спасал, Себя не может спасти, ну может же и Этот, воскресивший смердящего Лазаря, истлеть Сам, наконец».

Но Христос истления явися чуждь.

В Нем мы можем остаться самими собой, а не терять каждую секунду всё, что имеем. В Нем нет распада, умирания, потери близких. В Нем обладание жизнью, спокойствие, мир.

Жены! Миро не нужно, зачем вы поверили в Его истление? Мужи! Оставьте своё внешнее благообразие, пока вы ставите заплатки на плащаницу и изучаете ее, Его Нетленное Тело пребывает в Церковной Чаше .

Но нет! Мы слишком хорошо научились хоронить, и слишком уверены, что тело существует для одежды, а душа для пищи.

Господи, дай же знак! Угаси уже этот тлеющий лён нашего страха и отчаянья, ведь из-за этого даже иногда без покрывала разбежались апостолы от Тебя. Доломай, наконец, надломленную трость нашей гордыни и самоуверенности, ведь этой тростью Тебя били по голове.

Ведь это соблазн и безумие – верить в силу Оплеванного и Распятого..

Вот камень – это крепко. Его никто не сдвинет. Можно очень основательно устроиться на земле.

Вот печати кустодии – это надежно. Власть обеспечит нам защиту и благоденствие.

Вот римские воины – это сила. Мы победим своих врагов.

Вот обман – это реально. Вот предательство – это выгодно.

Землетрясений не бывает, правители вечны, войной можно решить все проблемы, главное, чтобы не обманули и не предали нас!

А вот ослабевающие слова прощения: «Отче, прости им, не ведают, что творят», провисающие руки, тлеющие раны от гвоздей, задыхающиеся хрипы, свисающие лоскутья кожи, конвульсии, безответность, когда есть возможность ответить..

Здесь Пилат просто умывает руки: а что можно сделать? Здесь первосвященники в недоумении: но мы же спрашивали, Ты ли Христос, и уверовали бы, сойди Ты со Креста. Здесь люди: «Интересно, а я как буду умирать?» Не здесь апостолы с вымытыми чистыми ногами. Иуда не здесь, уже там, и там у него нет рук, чтобы держать сребренники.

Все истлевают прямо перед Твоим Животворящим Крестом. Истлевают раньше смерти – пилатовым страхом потерять власть, фарисейской  завистью, солдатской жестокостью, людским осуждением. Разлагаются враждой, жаждой славы, денег.

Иссушаются местью к Тебе. За то, что богатому трудно спастись, за виноградник, от которого нельзя себе брать плоды, за выгнанного с пира без брачной одежды, за убитых силоамской башней, за сорванные колосья, за высушенную смоковницу, за отпущенную блудницу, за подать кесарю, за кнут в храме, за субботу для человека, за милость вместо суда, за то, что нужно предпочитать других себе…

Месть за то, что Ты не стал здесь Царем. Вот Тебе это и написали на орудии казни: «за Царя Иудейского».

А нам теперь продолжать здесь истлевать. Потому что молитвы не исполняются, все умирают, а Ты запрещаешь проститься с домашними, похоронить отца, и все заработанные таланты нужно отдать Тебе, а впереди еще Страшный Суд.

Всё равно завтра умрем, и будем хоронить своих мертвецов. Тогда уж и мстить, а не подставлять вторую щеку, торговать миром, а не запасать елей в сосудах.

Ведь Церковь и вера всегда будут поносимы в этом мире. Как над Христом смеялись, что Он не может Себя спасти, и хулили Его слова о том, что нельзя служить Богу и богатству, так и над христианами всегда будут глумиться, считая наивными, неудачниками, отсталыми. Отказываются от своей свободы, удовольствий, развития. Несчастные, ведь развитие это суть этого мира, всё развивается от начала и до конца, от рождения и до смерти… И смерть здесь права, и на своем месте.

 Но мы действительно будем самыми несчастными на земле, если будем так же, как все, верить в непобедимость тления и смерти.

Где же победа над смертью? Где наше воскресение в этом мире тления? Ты истления явился чуждым, а мы? Как нам ощутить, что только внешний наш человек тлеет, а внутренний обновляется? Что здесь неподвластно смерти?

Только Тело Христово! Кто этот внутренний наш человек? «Кто ест Тело Мое и пьет Кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем».

 Не то, что я считаю правильным в этом распадающемся мире, а мы должны иметь ум Христов. Не то, что я ощущаю растлен-ными чувствами, но мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе. И не моя воля «не умирать, и миновать чашу сию» да будет, но Твоя воля – воскресить меня.

И я не умру только тогда, когда живет во мне Христос.

Приидите, питие пейте новое, нетления источник, одождившийся из гроба Христа!