Перед стартом школьной жизни. Родителям будущих первоклассников


“Качественный контакт со взрослым, неспешный ритм жизни. Возможность внимательно вглядеться в мир, удивиться чему-то, рассмотреть, задать вопросы. И побежать играть, когда захочется. Оказаться в компании детей и самим решить, чем мы будем заниматься. Поссориться, а потом договориться о правилах. Все это тоже подготовка к школе”.

Из книги Е.В. Лутковской «Школа: всё получится! Навигатор для родителей от детского психолога»

За окном уже май, у первоклассников учебный год близится к завершению, а Маша все болеет и болеет. У Семена другая беда – злится, огрызается, раскачивается на стуле и кидает бумажные шары в одноклассников. Федя уже который месяц прячет под партой машинки и играет в них, пока учительница не видит. Наверняка вам знакомы подобные ситуации. А ведь картина могла бы быть другой.

Маша могла бы еще играть в «школу» с подружками в детском садике, а в перерывах между играми учиться читать сказки, заниматься рукоделием, разыгрывать кукольные спектакли. Семен мог бы разыскивать разбойников, следуя начертанным на асфальте стрелкам, заниматься плаванием, а дома – выполнять домашние поручения мамы и папы. Федя – путешествовать на ковре-самолете в неведомые страны, рисовать, лепить из пластилина солдатиков, мастерить кораблики.

"Качественный контакт со взрослым, неспешный ритм жизни. Возможность внимательно вглядеться в мир, удивиться чему-то, рассмотреть, задать вопросы. И побежать играть, когда захочется.

«Но они же теряют впустую бесценное время!» – возможно, скажет кто-то. Однако о потерянном времени речь идёт, скорее, в первом случае. Чувство собственной неуспешности, непонимание, зачем учиться, желание поиграть в машинки/куклы, которые на уроках стали запретным плодом, неспособность управлять собой превращает школьную жизнь не в увлекательное путешествие, а в пытку, которая будет тянуться девять, а в худшем случае – одиннадцать лет. А лишний год детства, наполненный сюжетно-ролевыми играми, знакомством со сказками, непринужденным общением с родителями, воспитателями, сверстниками, может дать многое.

Исполняя в игре какую-либо роль (врача, продавца, учителя и т.п.), следуя правилам, например, говоря шепотом, чтобы не разбудить спящего дракона, ребенок развивает саморегуляцию. Без  нее будет сложно справляться с ролью ученика. Она предполагает, что ребенок может определенное время сидеть за партой, вставать с разрешения учителя, отвечать по поднятию руки, не ходить по классу во время урока. Другими словами, в школе ему придется освоить целую систему правил, которую сложно принять, если до этого у него не было опыта следования каким-либо нормам: он не играл в игры с правилами, не выполнял, пусть и несложные, домашние обязанности.

Водителю без отлаженной системы рулевого управления навряд ли удастся добраться до цели маршрута, да и автомобилям на соседних полосах движения тоже придется несладко. Путь для ребенка, который пока еще не может регулировать себя, тоже будет нелегким. «Левым и правым крылом» он будет то и дело цеплять школьных собратьев, ехать вперед на красный свет, поворачивать не на тех перекрестках, вместо широких магистралей плутать по заброшенным лесным дорогам, а потом часами ждать, когда его вытащат из кустарника.

Какой бы отлаженной ни была система рулевого управления, без ключа зажигания – воображения – мы с места не тронемся.
Если у ребенка воображение развито слабо, то ему сложно наглядно представлять те или иные ситуации, решать мыслительные задачи. Чтобы воображение развивалось, у ребенка должен расширяться запас представлений за счет общения с родителями, знакомства со сказками, рассказами, прогулок, путешествий. Представления – это те узоры, из которых сплетаются образы воображения.

Например, когда кто-то спрашивает ребенка о звездах, ребенок обращается к прошлому опыту и находит в памяти образ звезд. Этот образ и есть представление. Если ему читают фрагмент рассказа, где главный герой любовался ночным небом, то ребенок с опорой на прошлый опыт, уже существующие представления вообразит эту картину, и это будет воссоздающее воображение. Если он начнет рассказывать сказку, как одно из созвездий к рассвету обращается в жар-птицу и улетает в далекую страну, это уже творческое воображение, основанное на представлении памяти (звезды, которые ребенок видел лично) и представлении воображения (жар-птица, которую ребенок не встречал, но видел на картинках, слушал сказки о ней). Имеющиеся представления он творчески переработал и возникло нечто новое. А если ребенок рассказывает, как будет изучать звезды в будущем и изобретет новый телескоп – это уже мечта (еще одна разновидность воображения).

"Качественный контакт со взрослым, неспешный ритм жизни. Возможность внимательно вглядеться в мир, удивиться чему-то, рассмотреть, задать вопросы. И побежать играть, когда захочется.-3

Когда он будет читать рассказ на уроке чтения, ему надо будет вообразить литературного героя, знакомясь с условиями задачи, представить, как пять лебедей плывут по озеру, и два из них вдруг улетают. Даже для правильного определения подлежащего и сказуемого нужно сначала представить, кто является субъектом действия, кто его производит.

Помимо расширения круга представлений, ребенку важно заниматься творчеством, воплощать рождающиеся образы с помощью глины, пластилина, красок, сочинять истории, включаться в сюжетно-ролевые игры.

Прежде чем отправиться в путешествие длиною в 9-11 лет и повернуть ключ зажигания, важно еще убедиться, есть ли топливо в баке и достаточно ли его. Есть ли у ребенка мотивация, чтобы пуститься в долгий путь? Или топлива хватит только до первого указателя?

Итак, пока вы еще на старте, у вас есть время решить задачку: где здесь поставить запятую «В школу нельзя в садик». Помочь в постановке запятой как раз и призвана  диагностика психологической готовности к школе.

Елизавета Спирина — психолог Димитриевской школы

"Качественный контакт со взрослым, неспешный ритм жизни. Возможность внимательно вглядеться в мир, удивиться чему-то, рассмотреть, задать вопросы. И побежать играть, когда захочется.-4

Фотографии Елены Добряковой