Математический лагерь в Воскресенском

…Мы (три учителя математики) сидели в кабинете завуча и сетовали на весьма скромные результаты наших усилий, обсуждая, как ученики 7 класса написали административную срезовую работу по математике… Вот тут Евгений Александрович и произнес: «Так может быть, и вывезти 7-й класс в Воскресенское, и устроить им там образовательный интенсив?» «А что, – сказала Александра Игоревна, – точно!» Так родилась идея Математического лагеря.

Готовили всем миром. Кроме учителей математики, работающих с 7 классом, к подготовке присоединились классные руководители: Ирина Анатольевна, Татьяна Андреевна. Согласились участвовать Елизавета Сергеевна, подготовившая два ключевых психологических тестирования. Загорелась, но не смогла поехать Анна Викторовна (ей принадлежало множество идей, некоторые из которых так и не были воплощены: значит, все впереди), вовремя и совершенно неоценимо пришла на помощь Наталья Андреевна Федотова. Мария Константиновна Басилова согласилась стать начальником лагеря, Иван Сергеевич Ерофеев и Данила Сергеевич Колунтаев – поддержали и обеспечили техническую часть, наряду с постоянной помощью и участием в проведении задуманного. Благодаря составу и лагерь получился разноплановым. Конечно, математическая деятельность была ведущей, однако нашлось место и подвижным играм, и математическим и околоматематическим упражнениям, и настольным играм, и литературным обсуждениям совместно просмотренных фильмов, организованным Ириной Анатольевной.

Цель была простой и одновременно непростой: показать детям пример полноценной, гармоничной образовательной атмосферы без гаджетов, продемонстрировав на деле, что значит фраза «а математика пригодится, потому что её вы встретите повсюду». И, конечно, очень хотелось скорректировать нерадостные тенденции отношения к образованию, ставшие довольно заметными в последнее время. Хотя, понятно, что одним мероприятием дело не исправишь, но кирпичик – положишь.

Мы старались соблюсти принцип: «ни одной свободной минуты без толку». Мне кажется, это нам удалось. Дни оказались очень насыщенными событиями, и поэтому интересными: некоторым удалось даже поиграть в футбол, некоторым сходить на лыжную прогулку, и, конечно же, традиционно немножечко поиграть в теннис и волейбол в спортивном зале.

Естественная усталость не казалась утомительной, а свежий воздух, умиротворение в природе и умеренный морозец этому способствовали. Турнир по интеллектуальным настольным играм, проведенный  Александрой Игоревной, подаривший нам несколько неожиданных открытий, сменялся тренировкой по нейрогимнастике в исполнении Ивана Сергеевича Ерофеева, математический биатлон с настоящими лыжами и штрафными кругами и блестяще подготовленными Любовью Александровной заданиями, спланированный и проведенный Татьяной Андреевной и ее многочисленными помощниками – всем поехавшим взрослым нашлось дело, математической каруселью, талантливо придуманной и реализованной Наталией Андреевной, где решение вполне учебных математических задач перемежалось с выполнением необычных упражнений (например, устный счет с одновременной чеканкой теннисным шариком), игрой в спортивные крестики-нолики на скорость бега и сообразительность одновременно, лабиринтом, напомнившим игрокам о системе координат и старой доброй игрой в «классики», оказавшейся вовсе незнакомой нашим детям, которая потребовала непривычной сосредоточенности и координации движений и вызвала живой и неподдельный интерес.

Увенчивалось все это математической «буйство красок» снова составленной Любовью Александровной математической регатой, решение задач в которой проходило в три тура при возрастающей сложности задач, проведенной в третий заключительный день сразу после совместной службы и завтрака. И до самого конца не было понятно, какая же из четырех команд наберет большее количество баллов в общей турнирной таблице: вперед выходили то одна, то другая команды.

Хочется отметить очень точное попадание в уровень задач, которые были предложены: для всех нашлись задачи по силам, и никто не жаловался, что было слишком легко. Лагерь прошел, как говорится, на одном дыхании. Очень слаженно сработала команда взрослых. Очень интересно было наблюдать, как раскрываются те или иные ученики. Многие дети показали себя с разных, порой очень неожиданных, сторон. И удивительная ответственность за команду: некоторые девочки, впервые в жизни встав на лыжи, катали дополнительные круги, зарабатывая баллы команде, вместе с признанными мастерами лыжных гонок. И четкое уважительное сотрудничество в командных этапах. Но главное, выяснилось, что те, кто привычно представляли себя «ничего не понимающими» в математике, в необычных условиях, перестав маскироваться, оказались очень математически талантливыми людьми. Ну, что ж, «теперь им с этим жить»… Даже вернувшись к старым привычкам. 

Отдельно хочется сказать о литургии, служить которую специально ради 7 класса приехал с утра в воскресенье отец Александр. Конечно, нельзя уверенно сказать, что импровизированный хор из семиклассников полноценно справился со своей задачей, но видно было, как старались поддержать пение все, кто мог, отдав свой голос и усердие богослужению! Так радостно было смотреть на тех, кто не откололся от хора, устав от службы, и не присев ни разу, до конца участвовал в богослужении в составе хора. А на проповеди отец Александр рассказал удивительную, захватывающую и поучительную историю официально не прославленного еще святого, благодаря благословению которого существует наша школа.

Еще хочется отметить, что, выйдя из автобуса по прибытии в Москву, семиклассники первым делом помогли разгрузить и занести общественные вещи, и только потом разошлись по домам. И, уверен, не только слова Ирины Анатольевны были тому причиной, но и движение души.

Максим Викторович Козлов, учитель математики