Хоровая жизнь Свято-Димитриевской школы

Многим известно, что весной 2018 года проект нашей школы «Поющая школа» стал победителем в Международном грантовом конкурсе «Православная инициатива 2017-2018» в направлении «Образование и воспитание». логотип_ Православная инициатива

Реализация проекта продолжается и в новом учебном. Как прошли первые два месяца хоровой работы в школе, расскажет наш небольшой отчет.

Еженедельные занятия музыкой в Свято-Димитриевской школе с 1.09.18 – 31.10.18.

В соответствии со школьным расписанием и в продолжение осуществления грантового проекта «Поющая школа» занятия музыкой с 1-го по 7-й класс в новом учебном году проходили обычным порядком: 1 раз в неделю по 45 минут. Как и полагается, в сентябре происходят некоторые  изменения в составах групп хоров. Отдельное место в подготовке хористов по-прежнему занимает работа с первоклассниками, только теперь уже с новым набором. Учащиеся 1 класса прошлого года выросли, теперь они второклассники – участники хора младших классов (2-4 классов). Выпускники начальной школы присоединились к хору средней школы (5-7 классов). Перед каждой возрастной группой стоят свои задачи, которые хормейстеры и решают на хоровых занятиях.

Начальная школа.

В новом учебном году расписание мы построили таким образом, чтобы на уроке могло присутствовать 2 педагога-хормейстера (основной преподаватель и помогающий). В младших классах много детей с нарушенной координацией между слухом и голосом, слабо развитым чувством ритма. Для таких учеников рекомендованы индивидуальные занятия, специальные задания на уроке, т.к легче и продуктивней развивать слух у ребенка младшего возраста, чем юношеского в более старших классах. Для этого и нужен второй хормейстер.

1 класс. Руководитель Смирнова С.В.

Первые два месяца обучения шла работа над формированием начальных хоровых, певческих навыков: правильной постановкой корпуса в процессе пения, вниманием к руке дирижёра, правильным певческим дыханием, умением слушать друг друга в процессе пения, развитием навыка кантиленного пения, ступеневого мышления при разучивании мелодии, четкой и ясной артикуляцией, формированием внимательного, ответственного отношения к процессу пения в хоре.

Репертуар 1 класса:

  1. Л.Абелян «Петь приятно и удобно»
  2. Н. Куликова «Несмеяна осень»
  3. Гимн школы.
  4. О.Белова «Песенка ежика»
  5. Ектенья.
  6. Народные попевки и потешки

В целом, класс работоспособный, ребятам нравится петь, играть в музыкальные игры. Есть ребята, которым сложно усидеть за партой, они вертятся, мешают другим, быстро отвлекаются. Им помогает хормейстер.

Хор младших классов (2-4 классы)

Педагоги: 2,4 классы – Тугаринова А.О; 3-ие классы – Смирнова С.В.

На занятиях в этих классах всегда присутствует повторение базовых понятий музыкальной грамоты. Основной задачей для хора в этом году является обучения пению двухголосия. 3а

В начале учебного года мы работали над: повышением качества пения в унисон (продвинутый уровень), развитием навыков цепного дыхания в кантиленном исполнении, выразительным пением в различных штрихах, артикуляцией, развитием навыка чтения с листа (умением найти запись своего голоса в нотной партитуре и следить за ним во время пения; пение по нотоносцу, расположенному на классной доске), упражнениями для пения на два голоса, развитием чувства ритма с помощью специальных ритмических таблиц.

Репертуар:

  1. Ю. Турнянский. «Веселые мышки»
  2. Русская народная песня «Я посеяла ленку» обр. В.Попова
  3. Гимн школы.
  4. «Спи моя милая»
  5. «Так уж получилось»
  6. Трубачев «Херувимская» и др. богослужебный репертуар
  7. «Пора начать урок»
  8. Двухголосные каноны

3а (2), октябрь а

Ребята в хоре младших классов любят петь. По сравнению с прошлым годом, их голоса стали крепче, появились певческие навыки, которые создают базу для освоения нового материала. На уроках они более усидчивы и старательны, реже отвлекаются. 2 класс составляют очень активные ребята, даже если есть трудности при пении, чтении нот, в моменты, когда нужно сосредотачиваться, то они не боятся их, а стараются преодолевать.  В 3б ребята уверенно поют на два голоса. В 3а сложнее с чистотой интонирования в унисон. 4 класс наконец начинает ощущать себя старшим в коллективе, ушло стеснение, боязнь выступлений; технически пение стало намного грамотнее, осознаннее. 3б (5), октябрь а

Средняя и старшая школа.

В средней и старшей школе происходит дальнейшее развитие технических и исполнительских навыков пения в хоре, расширение, активное использование и совершенствование полученных навыков в практической хоровой работе.

Больше половины всего времени с начала года хоровая работа в 5-11 классах была сосредоточена на подготовке детей к участию в сводном хоре на предстоящем празднике Дня рождения Димитриевской школы. Эта работа включала в себя богослужебную часть – практическое освоение текстов изменяемых песнопений: тропарей, кондаков, прокимна, а также повторение того нотного материала, который знаком детям по богослужениям, в которых участвовали отдельные классы.

Хор средней школы. (5-7 классы)

Педагоги: 5 класс – Тугаринова А.О.; 6-7 классы – Смирнова С.В. и Тугаринов Е.С.

Учащимся 5 класса пока труднее всего, поскольку они присоединяются к общешкольному хору 5-11 классов. Программа сводного школьного хора не меняется полностью, а формируется из наиболее удачного, более любимого ранее выученного материала с добавлением нескольких новых сочинений. Эти песни, а также сочинения своего хора средней школы 5 классу приходится учить в достаточно короткий срок. Занятия становятся более интенсивными. dav Могут потребоваться дополнительные спевки. Помогает нынешнему 5 классу слаженность, дружба, доброе отношение друг к другу и педагогам, заложенное в начальной школе.

В 6-м и 7-м классах практикуется разделение на девочек и мальчиков. Это помогает больше сосредоточиться на работе с отстающими в слуховом отношении детьми и наладить непростую дисциплину.

С этого года 5-7 классах включено в занятия практическое освоение сольфеджирования хором по схемам В. А. Чернушенко , представляющим из себя 1 –  нотный стан со звуками, выстроенными по белым клавишам и звуками, образующими с ними  полутона;  и 2 – ритмическую  сетку.

Репертуар:

  1. Трубачев «Херувимская» и др. богослужебные песнопения
  2. Гимн школы
  3. Гимн РФ
  4. Молчанов «Жди меня»
  5. Чесноков Взбранной Воеводе
  6. Пахмутова «Песня о тревожной молодости»
  7. Глинка «Попутная песня»
  8. Векерлен «Менуэт Экзоде»

6,7 классы а, октябрь             6,7 классы (5) 2, октябрь

Хоровые занятия учащихся 8-11 классов.

Педагоги: у девочек – С.В. Смирнова, В.В. Алмазова; у мальчиков – Е.С. Тугаринов

Перед хором 8-11 классов была поставлена задача подготовить к выступлению на празднике ко Дню рождения школы несколько произведений: песню К. Молчанова «Жди меня», песнопение П. Чеснокова Взбранной Воеводе и песню А. Пахмутовой «Песня о тревожной молодости». Как и в прошлом году основная работа проходила раздельными группами: девочки и мальчики. Работа с мальчиками была особенно необходима как в вокально-хоровом, так и в дисциплинарном отношении.  В лице выпускников прошлого года хор понес большую потерю – мальчики 11 класса прошедшего учебного года составляли основу мужского хора. Прекрасно, что они имеют желание и возможность приходить на службы, возможно помогут нам и на школьном празднике, но эта ситуация дает большой повод к размышлению, как приобщать к хоровому делу всех остальных мальчишек в школе, как их заинтересовать и певчески воспитать.

2а         1а

И в заключении. Как и на любой дисциплине в школе, внутри каждого класса есть дети, которые более способны к ее усвоению. На хоровых занятиях это видно особенно ярко, так как в классах много детей, занимающихся музыкой в музыкальных и хоровых школах и студиях. Их знания и умения за счет почти ежедневных музыкальных занятий значительно выше,чем у одноклассников. Вот главная задача, которую мы-педагоги ставим, в первую очередь для себя: найти баланс,  сделать уроки интересными и полезными для всех учеников. От этого во многом зависит дисциплина на занятиях. Уроки музыки и хора требуют участия души. Ученик должен уметь погружаться в атмосферу песни, он должен эмоционально переживать, быть созвучным характеру и смыслу текста. И все навыки, приобретаемые в процессе обучения, служат средством выражения эмоционального состояния человека. Вот это последнее и есть то, что труднее всего достижимо. Но в обстановке шума в классе или ученического невнимания разговор о музыке, о характере произведения затруднен.

3б (6), октябрь а сводная репетиция 5-11,29.10 а