Благовещение и Неделя Крестопоклонная

Все мы, конечно, были в этот день на службе. И почувствовали удивительное переплетение смыслов этих двух событий. Принятия Пресвятой Девой воли Божией о том, что от нее воплотится Сын Божий и принятие Сыном Божиим Крестных страданий. Предпразднство Рождества Христова (которое начинается Благовещением) и предпразднство Пасхи (которая предвозвещается изнесением Креста). В службе Благовещения необычно величание – оно построено в форме повторения нами приветствия Архангела Гавриила Деве Марии: «Архангельский глас вопием ти…». А канон написан в форме диалога: Ангел возопил: Богородица рече: – составитель канона дерзновенно «разширил» Евангельское повествование о Благовещении. Попробуем и мы поэтически осознать и прославить эти события: О глубина смирения Твоего, Дево, позволившего воплотиться Сыну Божию, смирившемуся до человеческого естества. О послушания Рабы Господней, открывшее вход Тому, кто принял образ раба и был послушлив даже до смерти, смерти же крестной.

О чудо! Услышав, что она имеет родить Бога, Пресвятая, не отвергла такого непостижимого и ужасного дела и подвига. О мужества твоего, Родившей Христа безмужно и так, что было неизведанно никем и никогда. О страха греха и боязни соблазна, бывших в тебе, в той, которой страшился сам Архангел! О страха Божия у той, на которую сходит Сам Бог – Дух Святой.

Воистину твой праздник – начало всего, и твое смиренное слово начинает путь схождения Сына Божия до Креста и до ада, но потом и до Воскресения. Если Крест Христов называется в службах древом жизни посреди рая, то ты, Матерь Божия – сама райская земля, произрастившая его.Если Крест, как древо Моисея, вложенное им в горький источник усладило воду, нам услаждает горечь и труд поста, то ты, Дево, наш путь к этому источнику, которым только и можем дойти. Если Крест сравнивается с раскидистым древом, где можно отдохнуть и утешиться посреди пустыни постных подвигов, то ты Богородице – глубокие подземные воды смирения, напояющие корни его. Если Крест предносится, как знак царского достоинства и победы над смертью перед пришествием Самого Царя-Христа в Воскресении, то ты, Пресвятая есть самый сосуд на нем же Крест возлежит и несется. Ведь твоим крестным смирением Крест в мире явился, и тогда Господь Своим Крестом силу дьявольскую перечеркнул. И ты первая, услышав ныне от Ангела: радуйся, и «паки радуйся» от всех услышишь, когда «Твой Сын воскреснет тридневно от гроба». Людие, веселитеся!

Иерей Николай Петров, 2013 год