Беседы об искусстве: мастерская слова

Сегодня мы хотели бы сообщить о том, что в эти чудесные предрождественские дни мы запускаем наш новый проект«Мастерская слова» и приглашаем всех ребят и их близких принять участие в конкурсе сочинений по картинам Рембрандта «Поклонение пастухов: ночная пьеса» и Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу».
Будут отобраны самые лучшие работы, а авторов этих сочинений ждут награды!!! Сочинения нужно прислать в печатном варианте, объем – от одного печатного листа, возраст участника не имеет значения. Срок направления работы – до 20 января 2024 года. Сочинения отправляйте по адресу jualpavlova@gmail.com

В ожидании Рождества очень хочется соприкоснуться с прекрасным, услышать слово искусствоведа, увлечённого волшебной областью знания о великих мастерах, создателях незабываемых Рождественских полотен.

Наши выпускницы, студентки искусствоведческих факультетов, Спасская Ольга и Россохина Ксения смогли найти время и провести замечательные лекции для учеников 7 класса о великом голландском живописце «Золотого века Нидерландов» Рембрандте ван Рейне и художнике итальянского Возрождения Филиппино Липпи.

Спасская Ольга рассказала об интересных биографических фактах из жизни Рембрандта. Художник родился в 1606 году. У мальчика всегда была тяга к знаниям, и отец отдал его на обучение сначала в латинскую школу, а затем в Лейденский университет на факультет теологии и права. Но главной страстью юноши была живопись. Работы художника впоследствии стали вершиной голландского реализма в искусстве. С 1631 года он жил и работал в Амстердаме, крупнейшем центре Голландии. Живопись молодого Рембрандта, вначале еще не свободная от влияния пышного декоративного искусства барокко, была проникнута радостью жизни, светлым оптимистическим мироощущением. Когда Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбург, дочери богатого и уважаемого ученого, он стал любимым портретистом амстердамской буржуазии. Успех, богатство, признание приходят к нему одновременно с личным счастьем. Заказчики буквально выстраивались в очередь у мастерской живописца. По мере развития таланта у художника острее становится взгляд на мир, внимание Рембрандта усиливается к трагическому в жизни. Со смертью жены его популярность падает, ученики покидают, современники забывают о нем. Но художник продолжает идти своим путем. К концу своей жизни он оказывается в полной нищете, его ждет банкротство, разорение, смерть сына. Но именно в это время Рембрандт достигает высшего подъема живописного мастерства.

Основой живописи Рембрандта является светотень в широком понимании этого слова: взаимодействие и взаимопроникновение темноты и света, рассевающийся и постепенно гаснущий свет, сконцентрированный на идейном смысле, узловых моментах картины. Важную роль играет светотень в работе Рембрандта «Поклонение пастухов: ночная пьеса». Гравюра погружает зрителя в атмосферу радостного события, которое изменит жизнь каждого человека, – рождение Младенца Христа. В небольшом хлеву фигуры пастухов заполняют почти все свободное место, а фонарь в руках одного из них почти не дает света по сравнению с сиянием, исходящим от Младенца. В Евангелии от Луки читаем: «В этой стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки 2:8 -12).

Зритель, внимательно рассматривающий героев гравюры: пастухов, Богоматерь, которая кротко смотрит на Младенца, Иосифа, бережно охраняющего святое семейство, – словно становится очевидцем великого события Рождества, испытывает ощущение равновесного покоя. В непредвзойденные работы, созданные на мифологические и библейские темы, художник вложил всю свою любовь к миру и человеку. В его картинах красота определяется не только предметом изображения, но и личным отношением автора к изображаемому.


Лекция Ксении Россохиной была посвящена картине Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу», которая является прекрасным примером итальянской ренессансной живописи. Картина хранится в Эрмитаже с 1911 года. Поклонение Младенцу – это видоизмененная сцена Рождества Христова, характерная для искусства Италии. Действие происходит на усыпанной цветами лужайке, окруженной балюстрадой и символизирующей рай. Каменная балюстрада украшена вазонами, тщательно выписана трава, цветы и детали одежды. Группу переднего плана составляют фигуры Мадонны и ангелов, которые склонились над младенцем Христом, лежащим на прозрачном покрывале. Благодаря удивительному рассказу Ксении, ребята узнали о таких понятиях, как символизм в живописи, фоновый пейзаж, роль перспективы и деталей, владение линией, флорентийская живопись, пропорции и изящные формы.

Мы благодарим наших выпускниц за эти чудесные лекции и надеемся, что им удастся приобщить к изучению мирового искусства многих наших современников.

Наталья Викторовна Дворянова, руководитель проекта