Подходит к концу время реализации проекта нашей школы, победителя Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018» в направлении «Образование и воспитание» – «Поющая школа».

Наша статья о завершении первого полугодия хоровой работы в школе в учебном 2018-2019 году, а также об итогах проекта.

В целом в работе над развитием музыкальных, хоровых данных детей на занятиях мы придерживались намеченных в начале года и отраженных в предыдущем отчете  требований по каждой группе хора.

Заключительные два месяца проекта – ноябрь  и декабрь – были посвящены подготовке к рождественскому поздравлению 1 Градской больницы, выступлению на школьной Рождественской елке, а также богослужениям в классах.

Во время подготовки  к большим школьным мероприятиям обычное расписание музыкальных занятий (1 раз в неделю по 45 минут), как правило, требует некоторой корректировки: объединение уроков или дополнительное время для проведения сводной репетиции.

Что касается песнопений к поздравлению больницы, то в приходе храма св. блг. царевича Димитрия сложился определенный репертуар, который знают все: батюшки, сестричество, студенты училища, учащиеся школы. Каждый год на музыкальных занятиях с 1 по 11 класс мы повторяем этот репертуар, каждый класс на своем уровне сложности его исполнения. 1 класс не участвует в поздравлении, но учит материал на следующий год, в этом году это в основном тропарь праздника и колядки. Учащиеся начальной школы со 2 по 4 класс, а также пятиклассники познакомились в этом году с новыми для них ирмосами рождественского канона (вспоминали некоторые песнопения Всенощного бдения, место расположение канона, его строение, получили задание на Всенощном бдении от праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы до Рождества внимательно слушать канон и подпевать рождественские ирмосы). 2 и 3 классы только начинают петь двухголосие, в классе уделяется больше внимания унисонному исполнению – уверенному  пению одноголосия, чистоте интонирования и ансамблю между разнородными, имеющими разную музыкальную подготовку голосами. 4 и 5 классы с большей частью песнопений для поздравления больницы знакомы уже давно, поэтому от них требуется уверенное двухголосие. Работаем над тем, чтобы дети ощущали себя среди других в группе поздравляющих не «припевающими», а основой хора. 6-7 классы работают над трехголосием, которое пока в рамках одного класса звучит весьма неуверенно. Певческую основу этих классов составляют в основном девочки. Мальчикам мешает их собственное поведение, часто не отвечающее достойному поведению ученика на уроке, поэтому удается успеть не очень много за урок. Хор1 8-11 класса – смешанный; самый перспективный, но и самый трудный по внутреннему ощущению у его участников значимости хора в жизни школы. При всей своей некоторой необязательности, ленности и проявлениях характера многие участники этого хора несут на своих плечах весь груз школьных мероприятий и делают это хорошо. Хотелось бы (и мы-педагоги будет над этим работать), чтобы рабочее настроение было на каждой репетиции, а не только перед каким-либо мероприятием.

Поскольку поздравление больницы – это координация между собой людей из разных структур прихода, то это вызывает определенную трудность в разучивании новых песнопений. Это проблема, т.к. детям нужно расти, учить новое. Это их естественная потребность – любознательность .  Учить новое в классе, а потом не исполнять нельзя. Смысл разучивания будет потерян. Как охватить новым репертуаром всех, кто участвует в поздравлении – вот одна из задач на будущий год, о которой нужно думать уже сейчас.

В этом году мы добавили колядку «Добрый вечер тоби» только в репертуар школьников, будет ли она исполнена на поздравлении? Будет надеяться.

Репертуар на поздравление больницы:

  • Тропарь, кондак праздника Рождества
  • Ирмосы рождественского канона
  • Колядки: «Торжествуйте, веселитесь», «Рождество Христово», «Поспешают к Вифлиему», «Добрый вечер тоби»

________________

Рождественская школьная елка.

Традиционная елка для учащихся школы пройдет 9 января в актовом зале РГУ им. Косыгина. Елка – это спектакль, который ставится силами учащихся 8 класса. Часто спектаклю предшествует литературно-музыкальная композиция, сделанная силами детей и педагогов. В этом году в рождественской елке будут участвовать хоровые коллективы-классы учащихся школы со 2 по 7 класс. Поскольку это выступление очень ответственно и почетно, то мы приняли решение пригласить в сводный хор только тех детей, и их большинство, которые показали в этом полугодии хорошую работу на уроке. Конечно же все начинается с дисциплины, послушания. Важной для нас является активной работа на уроке, желание трудиться, а не природные вокальные данные. Надеемся, что это будет поводом для раздумий о себе как об ученике тех ребят, которые будут смотреть выступление своих одноклассников из зала.

Песни на рождественскую елку:

  • С.Соснин «Веселые нотки – веселые дни»
  • «Песня про ангелов», сл. Языковой
  • М. Славкин «Снег»

Здесь Вы можете посмотреть  видео хоровых занятий по подготовке к рождественской елке

____________________

Богослужения с участием детей – это очень важная тема для православной школы, поэтому требует отдельной статьи на нашем сайте, она готовится и скоро появится на сайте.

____________________

Построенное в этом учебном году расписание, дающее возможность присутствовать на уроке помимо руководителя еще и хормейстера, работающего с гудошниками,  начинает давать свои положительные результаты. Дети, которые сами про себя говорят, что не имеют таланта к музыкальному образованию, поэтому не имеют интереса, потихоньку меняют свое отношение к музыке. Она постепенно теряет оттенок чего-то привилегированного, недосягаемого, становится простой и понятной, если не бояться, не стесняться, а приложить труд и усердие, открыть себя навстречу чему-то новому и пока что непонятному. На уроках в детях постепенно появляется ощущение радости от общего дела, а это, как нам кажется, самое главное не только в нашей работе, а вообще в жизни: уметь находиться в обществе, вместе трудиться, доставлять радость другим  и себе.

2Занятия с хормейстером проходят по 10-15 минут во время  урока в отдельном кабинете. Это может быть как индивидуальная работа с учеником, так и работа в паре с одноклассником, более стабильным в плане координации между слухом и голосом, с развитым чувством ритма. Находясь на занятии в группе (классе), хормейстер помогает ребятам услышать свой голос уже не индивидуально, а в составе целого хора, не теряться.

Работа хормейстера такого плана больше нужна и важна в начальной школе, т.к легче и продуктивней развивать слух у ребенка младшего возраста, чем юношеского в более старших классах. Второй хормейстер в средней школе, с 6 по 11 классы, к сожалению, на данный момент чаще нужен для поддержания рабочей дисциплины, и лишь иногда как опытный хорист, поддерживающий недостающую хоровую партию.

__________________

Данный проект заканчивается, но хоровая жизнь и работа в школе продолжается. Мы – педагоги – много поняли для себя во время его реализации. Главное было увидеть слабые стороны, требующие кропотливой, смелой, более усердной и последовательной работы прежде всего над собой, своими замыслами и методами работы. Когда слышишь фразу  или видишь на лице ученика «ну это же хор, там много людей поет, ничего, если я пропущу занятие/ посижу просто, молча/ почитаю книжку или сделаю домашнее задание» становится грустно от такого заблуждения своей ненужности, отсутствия значимости своего певческого голоса, своей личности в общем деле, в конце концов. У нас  у каждого свой долг: долг учителя – давать пример своей жизнью, открывать новое, влюбить в свое дело жизни, вдохновлять, понимать и поддерживать. Долг ученика – доверять наставникам, быть открытым для нового, уметь трудиться и преодолевать себя в том, что не получается. А всем нам нужно общение, нормальное человеческое отношение друг другу. Это главное, чему нужно учиться всем ежедневно и всегда в себе поддерживать. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили совместный труд, учились дружескому общению всем вместе, а не отдельными группками, хотим, чтобы мы стали для них не теми, кто бесконечно заставляет заниматься, ругает, порой ведет себя надзирателем, а друзьями,  то как раз хор – это замечательная возможность претворить это в жизнь!

_________________

 

Важной и необходимой составляющей проекта было приобретение на грантовые средства цифрового пианино Yamaha, которое ныне используется не только на уроках музыки в школе, но и на занятиях в хоровой студии «Царевич», а также на выездных школьных мероприятиях. Также благодаря гранту были приобретены папки для школьного хора и разнообразные канцелярские товары для повседневных нужд.

_________________

В рамках грантового проекта «Поющая школа»  участники школьного хора приняли участие в ряде запланированных благотворительных концертов и богослужений:

  • 24 апреля 2018 г. – VIII Фестиваль православных школьных хоров в Соборной Палате (Главное здание ПСТГУ);
  • 13 мая 2018 г. – участие в благотворительной акции «Белый цветок» (Марфо-Мариинская обитель);
  • 28 мая 2018 г. – Литургия в день памяти святого благоверного царевича и страстотерпца Димитрия —  престольный праздник нашего храма, Димитриевского храма при 1 Градской больнице;
  • 18 сентября 2018г. – Божественная литургия в день рождения владыки Пантелеимона в храме св.благоверного царевича Димитрия;
  • 1 ноября 2018 г. – Литургия и торжественный молебен по случаю 15-летия школы в храме св.благоверного царевича Димитрия;
  • 2 декабря 2018 г. – Литургия в день памяти свт. Филарета Московского в Храме Христа Спасителя;
  • 6 января 2019 г. – участие в рождественском поздравлении 1 Градской больницы;
  • 9 января 2019 г. – Рождественская школьная елка в актовом зале РГУ им. Косыгина