Итоги года глазами детей или неудавшийся стенд

У нас, учителей,  так: объясняешь им что-то весь год, объясняешь… а что осталось в голове  – загадка:) Вот мы и решили спросить у детей в анонимной  форме о том, а что же им самим больше всего понравилось (или НЕ понравилось) из курса нашей программной литературы? И вот что мы узнали…

7 класс:

Литературный герой: Тарас Бульба против Сильвио

“Больше всего мне запомнился из-за своей жестокости Тарас Бульба. Он довольно неоднозначный герой, понять, правильно ли он поступил, нельзя. Но он не изменяет своим принципам. Это  и симпатизирует…”

“Больше всего мне запомнился Тарас Бульба, потому  что нам приходилось часто его сравнивать с героями других произведений.  Но, думаю, даже если бы перед нами не стояла такая задача, то мне все равно бы запомнился этот отважный и жестокий персонаж”

“Больше всего мне понравился Тарас Бульба. Он очень смелый, мужественный, находчивый. Он погиб ради своей Родины, этому стоит у него учиться. Мне жалко Тараса Бульбу, потому что он недостаточно воспитал своего младшего сына патриотом. Конец вообще было страшно читать. Он был настолько верен своей Родине, как никто из нас”

“Мне очень понравился Тарас Бульба. Свободная, широкая, русская душа. Также он интересно описан – «шаровары шириной с Черное море». Также запомнилась его смерть, было обидно, что такой герой умер из-за какой-то люльки. Однако понравилось и удивило то, с каким оптимизмом он умирал”

“Мне понравились сыновья Тараса Бульбы. Восхищает их полная противоположность. Старший столь сильный духом человек и серьезными намерениями, и младший, поддавшийся искушению своей любви и испытавший чувства, ради которых предал родную землю, за что позже поплатился жизнью”

“Больше всего запомнился Сильвио из «Выстрела». Он не понравился мне больше всего. Угрюмый, мстительный., гордый. Я не люблю таких. Жить местью, это странно”.

“Больше всего мне запомнился лирический герой стихотворения Лермонтова «Сон». Конечно, мы ничего не знаем о нем, не знаем имени, но, когда я читала это стихотворение, было так жалко его и так грустно. Особенно привлекает его спокойствие и умиротворенность, наверное, потому что он уже мертв. Это мое любимое стихотворение, и здесь так красиво описаны сны…”

“Мне запомнился Роланд из «Песни о Роланде», но запомнился как герой гордый, которого эта самая гордость и погубила. Конечно, он храбрый, он сражался за Францию, но эта храбрость была бессмысленна, и он умер напрасно. Если бы он протрубил в рог в начале, то спас бы и себя, и друзей, а так из-за его гордости они погибли зря…”

“Для меня самым симпатичным героем была Кримхильда. Я не знаю почему, но она напоминает меня, а точнее мой характер. Нежная, скромная особа, но если разозлить, то она очень жестоко будет мстить…”

“Больше всех мне запомнился рассказчик из «Бежин луг», он так заворожённо слушал рассказы мальчиков и с такой жалостью рассказывал в конце о судьбе погибшего парнишки”

Произведения: “Повести Белкина” Пушкина против “Старосветских помещиков” Гоголя и европейский эпос впридачу

“Мне больше всего понравились два произведения «Выстрел» и «Метель». В «Выстреле» очень интересно было рассуждать о том, потратил ли главный герой жизнь на идею мести, смог ли он забыть и почему в итоге не убил графа.  «Метель» мне понравилась из-за запутанного сюжета и , пожалуй, из-за запутавшей главных героев судьбы, которая сначала не дала им обвенчаться, а потом привела к счастливому финалу”

“Больше всего мне понравились Исландская сага. Это очень необычное произведение с запутанным сюжетом. В ней сложно понять развитие событий, зато очень ярко показаны человеческие страсти : коварство, любовь, гордость, хитрость, пристрастие к золоту. Я первый раз читала настолько запутанный текст, наверное, именно поэтому понравилось с ним работать. Что-то новое 🙂 ”

“Мне НЕ понравилась повесть «Старосветские помещики», потому что событий в сюжете мало, почти ничего не происходит, а конец грустный”

“Мне НЕ понравились «Старосветские помещики», потому что на протяжении всей повести жизнь стариков идет своим чередом, все как обычно. Мне не нравятся такие произведения, потому что я люблю переживать за героев или радоваться за них, а тут этого нет. Хотя старики в конце и умирают, но без героизма”

“Мне больше всего понравилось изучать «Тараса Бульбу», т.к. это печальное произведение. Оно рассказывает о героях, о любви отца к сыну, о чести и мужестве казаков”

“Из изученных произведений мне больше всего понравился «Левша». Меня особенно впечатлил образ русского мастера, преданного Родине, которой на него абсолютно плевать. Несмотря на отношение к себе, он все равно любит Россию, не остается на чужбине”

“Мне больше всего Не понравилась повесть «Тарас Бульба», наверное, потому что мной взгляд на жизнь отличается от взгляда главных героев. Мне было неприятно читать про обычаи казаков. Тем более совсем уж непонятно, зачем Бульба убил своего сына. Все попытки объяснить этот поступок разбивались о мысль – а где его человечность? Уклад жизни в Запорожской Сечи тем более не по мне”

«Песнь о Роланде» было интереснее всего читать из всей программы литературы за год. Я бы хотел прочитать этот эпос летом полностью, не в сокращении, т.к. она меня заинтересовала, в отличие от других произведений. Здесь хорошо отражены исторические события и чувства героев”

“Больше всего мне понравилась «Песнь о Нибелунгах». Это произведение мне очень напоминает мир Толкиена, оно больше всего похоже на фантастику. Здесь есть и дракон, и супер сильные люди, которые могут кинуть камень, и в одном прыжке поймать его, и таинственное сокровище”

IMG_2763  IMG_2762

“Ночь перед Рождеством” Гоголя в живых картинах от 7 класса

8 класс:

А теперь Пушкин плюс Гоголь!

“За прошедший учебный год по литературе больше всего мне понравилась книга Гоголя «Ревизор». Если честно, я не любитель читать книги, которые потом были поставлены на сцене. Сложно сохранить неразрывной нить сюжета, потом сложно запомнить действующих лиц, да к тому же все время отвлекаешься на фамилии и имена, которые стоят в начале реплики того или иного героя. Но к моему удивлению, «Ревизор» мне понравился. Не знаю, может быть, оттого ли, что Гоголь написал его простым языком, вплетая туда свой неповторимый юмор, или оттого, что на уроках мы читали его в классе по ролям и смотрели театральные постановки «Ревизора», но одно могу сказать: «Ревизор» мне запомнился, я хохотала до слез, хотя некоторые произведения Гоголя, а в особенности  его юмор, я не  понимаю”.

“В курсе 8-го класса  больше всего мне понравилось стихотворение «Анчар». Это первое (не единственное)  стихотворение за курс литературы, которое мне действительно очень понравилось, возможно,   потому, что до этого я был слишком глупый. Это произведение наполнено красивыми поэтическими приемами, по типу сравнений, и глубокими смыслами, которые остаются актуальными для человеческого общества и по сей день”.

“Больше  всего мне понравилось чтение «Ревизора» по ролям. Это очень интересно: пытаться передать всю суть персонажа по голосу! ..”

“В этом году мне больше всего понравилось произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Я долго ждала момента, когда мы его будем проходить. В нем выражена и любовь, и сострадание, и даже жестокость к людям. Например, когда мы описывали Машу Миронову, я искала черты ее характера в своем характере. Я бы  хотела еще раз испытать эти незабываемые ощущения и прочитать заново эту замечательную повесть!”

“Пожалуй, вспоминая в конце года пройденные произведения, я бы сказала, что больше всего мне запомнилась «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Вероятно, эта книга была мне интересна именно тем, что в ней мы наблюдаем за ростом человека, Петруши Гринева. Это взросление, перерождение, закаление, облагораживание его личности было захватывающим, поучительным. Я думаю, каждый человек моего возраста может увидеть в раннем Гриневе часть себя. Очень интересно, что главный герой не погиб благодаря тому, что начал с жалости, и это ему вернулось сторицей”

“Мне понравилась больше всего повесть «Капитанская дочка». Она очень интересная, герои в ней не идеализированы, а простые люди, которые тоже совершают ошибки. В повести есть приключения ,  и сюжет не слишком закрученный или простой”.

“Несмотря на то, что я не очень люблю классическую литературу и произведения эпохи романтизма, на уроках мне не было скучно, и  в большинстве своем я был заинтересован в происходящем. Мне очень понравилось, как наша учительница свободно обсуждала с нами, учениками, все возможные идеи, мотивы и темы этих произведений, вместо того, чтобы просто рассказывать нам уже готовую информацию. На литературе мы учились развивать свою точку зрения”.

IMG_2758 IMG_2757 IMG_20190521_135249 IMG_20190521_135300  IMG_20190521_134129

“Ревизор” в живых картинах от 8 класса. Хлестаков, Осип и трактирный слуга,  жена и дочка Городничего  ( кто узнал актрис:)?

IMG_2756  IMG_20190521_134337 IMG_20190521_135004

ну и “Властелин колец” от них же 🙂

9 класс:

Литературный герой: Чацкий, Чацкий, и еще раз Чацкий! 

“Мои любимые литературные герои – Чацкий и княжна Вера из «Героя нашего времени». Чацкий – удивительный персонаж. Он вызывает и смех, и сострадание. И лично мне он близок своей прямолинейностью, своим поведением. В нем я вижу часть себя. Грибоедов создал персонажа на века. Ведь всегда будут такие крикуны как Чацкий”.

“Самым ярким героем оказался Печорин, персонаж, который заставил нас думать о себе, пытаться понять однозначно он отрицательный герой или нет. Но ответа мы не находим, потому что Лермонтов так глубоко раскрывает его внутренний мир, что мы перестаем оценивать Печорина как литературного героя, а судим как живого человека, который не может быть однозначным”

“Мне жутко не понравился Онегин. Его поступки, его «любовь» вызвали у меня отвращение, потому что у него нет настоящих чувств, его любовь – подделка. Его поступки необдуманны и глупы”

“Мой любимый литературный герой – Чацкий. Мне нравится, что он не зависит от Фамусовского общества, не молчит о том, что считает важным, не боится высказывать свое мнение о людях, их образе жизни, недостатках. Столкнувшись с Чацким, я была удивлена, что уже в то время были такие люди, которые не боятся говорить о том, что действительно важно. Сейчас таких трудно встретить”

“Самым запоминающимся литературным героем стал Печорин. Лермонтов прекрасно раскрыл нам его внутренний мир, переживания. Мне он совершенно не понравился как человек, но, когда ты настолько погружаешься в душу, ты как будто проживаешь с ним все события книги, пытаешься поставить себя на его место”

“Из литературных героев мне больше всего понравился Печорин. Тут меня зацепила его неоднозначность, контрастность, психологизм. Это единственный герой, из тех, кого я знаю, чьи поступки так хорошо объяснены, которого мы понимаем и не понимаем, потому что он не понимает себя сам. При первом прочтении у меня сложилось о нем крайне отрицательное представление. На уроке, когда просили описать Печорина, я сказала, что он «идиот». Но при разборе в классе он начал открываться для меня с другой стороны. Конечно, он остался все тем же эгоистом, которому  важен только он сам. Но также оказался человеком непонимающим ни смысла своей жизни, ни того, что виноват ли он в бедах людей, его окружающих, или нет”

Произведение:  психологический роман от Лермонтова и  комедия от Грибоедова…

“Мне больше всего понравился «Герой нашего времени». Этот роман рассказывает нам история души человеческой. И эта история получилась великолепной. Лермонтов специально построил композицию романа, чтобы мы лучше поняли героя, приблизились к нему. И этот роман, конечно же, вызов нам, потому что Печорин, как мне кажется, и по сей день является героем нашего времени. Следовательно, мы должны задуматься над своей жизнью”

“В этом году в память врезались три произведения – «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени». Интереснее всего оказался «Герой..», не потому, что там рассматриваются проблемы, которые ближе нашему времени, а потому, что это первое произведение, написанное в жанре психологического романа. Мне, привыкшей к другому типу текстов на уроках литературы, было очень непривычно разбирать такой роман”.

“Мне больше всего понравилось «Горе от ума». Эта комедия наглядно показывает и высмеивает реальную жизнь Москвы того времени. Много действительно смешных моментов. Очень понравилась развязка – Чацкий наконец-то реально смог оценить ситуацию. Схемы Молчалина раскрыты, Софья получила по заслугам”.

“Больше всего мне понравилось разбирать «Героя нашего времени», потому что это психологический роман, потому что нам не надо догадываться о мотивах поступков персонажа, Печорин сам все объясняет, следовательно, нам его легче  понять, он становится ближе. Еще, мне кажется, Лермонтов хотел показать , насколько важна внутренняя составляющая человека, когда мы пытаемся его судить за те или иные поступки”.

“Из произведений мне больше всего понравилось «Горе от ума». Я не знаю почему, чем конкретно оно меня зацепило. Наверное, мне понравилась тема «слуха», реакция на нее персонажей, как под конец сорвались все маски. Также повлияло, что мы смотрели театральную постановку с Меньшиковым в главной роли”.

“Больше всего мне понравилось «Горе от ума», правда. Исключительно из-за главного героя – Чацкого. По-моему, Грибоедов очень хорошо описал то, как люди относятся к чему-то, что заставляет их выйти из зоны комфорта. Единственное, я не увидел ничего комичного в пьесе. Она скорее трагична. Все каламбуры, диалоги в тексте, которые вроде бы смешные, вызывают чувство дикой жалости к тем, кто их произносит”

“Больше всего мне понравился «Герой нашего времени», потому что в этом романе герой анализирует себя. Я очень люблю читать книги по психологии, а у Лермонтова это как раз основная тема. Мне очень понравилось, что роман написан в форме дневника, т.е. читатель следит за жизнью, мыслями главного героя. Автор показывает, каким видит мир Печорин, и делится этим с другими. Также мне понравилось, что автор взял несколько оторванных друг от друга случаев из жизни героя, и каждый сюжет – это самостоятельное произведение”

“Мне больше всего понравилось «Горе от ума», потому что мне очень понравился Чацкий, его здравые, свежие мысли, противостояние этому старому застоявшемуся болоту, где он как свежий ручеек. Но он один и изменить это общество не может. После того, как я дочитала вечером произведение и пошла спать, я не могла перестать улыбаться, потому что, хотя «Горе от ума» и заканчивается трагически, яркость и горячность речей Чацкого меня очень впечатлили и понравились. Эта пьеса мне понравилась гораздо больше, чем «Ревизор», которого мы разбирали в прошлом году, потому что она живее, и персонажи здесь умнее, а не чудаковатые глупцы из «Ревизора». А еще мне очень понравилась одна фраза, которую я еще долго повторяла : “Вы правы, из огня  тот выйдет невридим, // Кто с вами день пробыть успеет, // Подышит воздухом одним,//И в нем рассудок уцелеет!”

IMG_2767

Приключения Шерлока Холмса от 9 класса

10 класс:

Литературный герой: Базаров, однако…

“Мне понравился Базаров. Как мне кажется, мы с ним очень похожи, я тоже всегда была против основной массы… Также мне понравился Андрей Болконский. Он для меня просто идеал настоящего человека. Человек, который ищет смысл жизни. Для меня смысл жизни до сих пор не очевиден, поэтому этот персонаж был очень близок”.

“Раскольников и Базаров меня очень вдохновили (настолько, что я даже сделала куклу Раскольникова), не знаю, что конкретно меня в этих персонажах привлекает, наверное то, что я понимаю их и могу себя ассоциировать с ними”.

Произведения:  Достоевский или  Толстой?.. Вечный спор двух гигантов:)

“Мне больше всего понравилось произведение Достоевского «Преступление и наказание». Мне было очень интересно и читать, и обсуждать с одноклассниками. Уроки, поистине, были захватывающими. Но, пожалуй, самым неинтересны, скучным и занудным для меня оказалось произведение Л.Н.Толстого «Война и мир». Думаю, я очень далека от той эпохи… Мне крайне неинтересны главы про войну, да и про политику…”

“Мне из 10 класса очень понравилась «Война и мир» (без 4 тома). Очень интересно было читать отношение людей к войне через полвека после ее окончания. Если убрать из произведения философию и весь 4 том, то это произведение читается почти на одном дыхании”

«Война и мир». Когда я узнал, что в этом произведении 4 тома, то решил, что его читать я не буду. Но пришлось. Оказалось, что произведение это не такое уж скучное. Читать можно. Война мне  понравилась больше, так как там были какие-то действия. Но в этом романе-эпопее очень много ненужного”.

“Мне  понравилось произведение «Преступление и наказание». Несмотря на то, что во время его изучения в классе я неохотно его разбирала, читать не хотелось… потом, в конце, не знаю, как объяснить, но мне захотелось перечитать это произведение,  заново его пережить,  только другими глазами… Мне теперь хочется еще и еще обсуждать, анализировать Соню, Раскольникова…”

«Больше всего мне понравилось «Преступление и наказание». Все время, как я читала эту книгу, мне было мерзко, хотелось ее выкинуть и забыть, но я пересилила себя и прочла. После, в эпилоге, я все поняла, я в восторге от этого произведения. В нем невероятно много отсылок, по нему очень классно вить теории. Роман заставляет задуматься. Как же там много можно вить теорий, а-а-а. Вот правда, я в восторге!”

“Особенно близко я восприняла «Обломова», понравилось, что ты узнаешь себя в литературном произведении. Правда, это не лучшее произведение, в котором хочется себя узнать и увидеть со стороны…”

IMG_2765 IMG_20190521_140006 IMG_20190521_140002

“Преступление и наказание” от 10 класса. Остальные сзади держат декорации:)

Ну и в заключение, немного живых картин от 5-6 классов:

IMG_20190521_134825

“Каменный цветок” Бажова от 5 класса

IMG_20190521_135132

“Мери Поппинс” от них же

 

6 класс: сказки, сказки и Астрид Линдгрен (“Эмиль из Ленненберги”)

IMG_2753 IMG_2760 IMG_2761 IMG_20190521_135409 IMG_20190521_135439

“Золушка”, “Репка”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Эмиль…” и снова “Золушка”.

Счастливых каникул!