Завершился третий семинар проекта «Русские регенты. Объединение»

Размышления в ходе семинара

С самого начала семинар по церковному пению в Петербурге вызывал некоторую опаску. Аргументы были самые простые и очевидные – город со своими устоявшимися певческими традициями, издавна наличествует гласное и негласное соперничество с Москвой в школе, традиции, практиках, стилях, методиках.

Так было в России дореволюционной, советской, отголоски этого есть и сегодня. На уровне личностей, возможно, этого нет – люди просто заняты делом, но на уровне восприятия со стороны – соперничество безусловно есть. Но может быть это просто грани одной культуры? А мы, привыкшие делить, сравнивать, сопоставлять, не в состоянии это признать и увидеть с высоты птичьего полета? Возможно…

Петербург – третья площадка проекта семинаров «Русские регенты. Объединение», получившего грант Президентского фонда культурных инициатив. В нашей концепции было не только объединение разных традиций в области церковного пения, которые несомненно издавна существуют и различаются по месту и времени становления, бытования, преобладания. Таковы исполнительские церковные традиции Украины – например, Киева и Киево-Печерской лавры. Или московские напевы и уставы, или петербургские, или северные – Валаамские, Соловецкие. Но оказалось, что в процессе следования от семинара к семинару, а питерский семинар идет вслед за семинарами в Муроме и Москве, то нахождение общего в искусстве церковного хорового пения и искусства светского – это тоже оказалось в поле нашего зрения. И это правильно со всех точек зрения!

И посмотрите, что стоит за этой идеологической преамбулой?

Во-первых, мы привезли семинар в Питер, куда прибыло почти 90 человек.

Во-вторых, площадкой семинара церковной тематики второй раз становится государственное музыкально-образовательное учреждение. Нас не просто пустили и дали кров, нам открыли двери на совершенно безвозмездной основе, к нам, отнеслись со всем профессиональным и человеческим пониманием, которое не различает конфессиональных, стилистических и каких-либо иных преград.

В-третьих, мы изменили формат семинара, и наш временный отход от подготовки всенощного бдения лишь подчеркивает наше понимание ценности питерской традиции обиходного церковного пения. Возможно, рамки двухдневной встречи не позволяют увидеть всю красоту и достоинство разных певческих практик и особенностей. Люди долго осваивают ту или иную певческую обиходную практику и только немногие способны удерживать внутри себя разные ответвления по сути одного и того же.

В-четвертых, перемена в формате сделана в сторону светского искусства. Вместо всенощного бдения мы поставили концерт. Кто-то скажет – нерасчетливо, неосуществимо. Не будем спорить, но мы не столько думаем о результате, сколько о процессе, т.е. работе конкретных мастеров хорового пения, руки и сердце которых способны творить Музыку, Искусство и показывать пути достижения результата. В этом отношении участие в семинаре профессора В.О. Семенюка и профессора В.А. Чернушенко – это и статус мероприятия, и его творческий уровень, и возможность общения на профессиональные темы с Мастерами, которым в России да и в мире нет равных! В этом уникальность наших семинаров.

В-пятых, на семинар приехал протодиакон Александр Кедров – наследник более, чем столетней певческой фамильной традиции. Его дед – Н.Н. Кедров-отец был создателем первого в России профессионального мужского вокального квартета (кстати, в Петербурге), с которым певал Ф.И. Шаляпин. Продолжателем был Н.Н. Кедров-сын, знавший С.В. Рахманинова и многих иных великих русских эмигрантов. По творческой линии протодиакон Александр – Кедров-внук. Он также продолжал ансамблевую традицию семьи и уже почти двадцать лет руководит хором кафедрального собора св. Александра Невского в Париже. Этот хор, особенно после революции и последующие за тем годы, называемые Русским Рассеянием или Русским Зарубежьем, вырос в коллектив, равному которому не было и нет поныне.

На семинар в Петербург приехало почти 90 регентов из самых разных и порой отдаленных уголков нашей страны. Разумеется, наибольшее представительство имеют Москва, Подмосковье и Петербург с областью. Но приехали регенты с Урала, из Сибири, из Чувашии и Мордовии, из Мурманска и Петрозаводска. Людей потянуло дело – это главное, значит мы, задумывая семинар, не ошиблись. Регенты и певчие хотят встречаться, общаться, профессионально расти, обмениваться опытом. Причем разговор идет не на первоначальном уровне обмена репертуаром, а на уровне постижения особенностей хоровой работы как в церковном, так и светском аспекте. Ценность семинаров в их востребованности, в их серьезности, неформальности, глубине и содержательности разговора. Именно на это мы рассчитывали, надеялись, и именно это вселяет в нас надежду на то, что продолжение семинаров будет,  как и будет расширение форм и географии их проведения.

Евгений Тугаринов,

руководитель проекта «Русские регенты. Объединение»

Источник фото: сайт Русские регенты