Доклад иерея Александра Лаврухина на Рождественских образовательных чтениях

Выступление на конференции «Духовно-культурная традиция (самобытность) и язык русского народа как главная опора творческого взаимодействия с традициями других народов России»
в рамках XXXII МРОЧ 26 января 2024 года
.

В современном, так называемом «западном» мире, частью которого мы отчаянно и, в общем, к счастью — безуспешно, пытались стать последние три века, развиваются процессы глобализации, ориентированные на создание единого мирового пространства и образование однородных культурных образцов. Эти процессы способствуют стиранию границ и различий между культурами, абстрагированию от национальных особенностей и традиций. Современная культура требует постоянной переоценки ценностей, ставит под сомнение принятые прежде нормы, отстраняется от опыта прошлого и способствует разрушению преемственной связи между поколениями. Непосредственное влияние традиций на действия человека уменьшается. В современном обществе повсеместно отмечается снижение значения традиционных ценностей, в том числе семейных.

Происходящие в последние годы внешнеполитические события показали всю двойственность и лживость современной западной идеологии, квинтэссенцией которой стала так называемая «культура отмены», лишающая целые народы и религиозные группы права не только на самоопределение, но и вообще на существование. Эти события сделали совершенно очевидной мысль о необходимости идеологического и культурного суверенитета и остро поставили вопрос о том, на каких идеях и принципах может быть выстроена государственная идеология в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Россия.

Сохранение народа обеспечивает традиция, передавая от одного поколения к другому его особенный уникальный опыт и сформированные на его основе базовые национальные ценности, его веру, отношение к Богу и людям, понимание смысла жизни.

Как отмечается в документе «НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ», созданном национальным институтом развития современной идеологии партии «Единая Россия», в России основой для успешного развития общества являются ценности, присущие православию: соборность, служение общему благу, милосердие, жертвенная любовь к ближнему, к семье и Отечеству, миролюбие и др. Таким образом, сохранение традиций и ценностей, ответственность за которые во многом возлагаются на Православную церковь, играет определяющую роль в будущей судьбе народа и страны.

За последние годы в России было сделано немало для восстановления разрушенных храмов и строительства новых. Но поскольку вера не в стенах, а в людях, понятно, что основные усилия должны быть сосредоточены на религиозном образовании и катехизации русского народа, иначе в восстановленные и построенные храмы будет просто некому прийти.

Опросы общественного мнения, проведенные в последние годы, определяют процент православных россиян по самоидентификации в 60 – 80%. При этом процент реально воцерковлённых (практикующих) или, выражаясь научным языком, религиозно социализированных, составляет 3-5%.

Священник Николай Емельянов. Источник фото: https://www.ortodossiatorino.net/DocumentiSezDoc.php?amp%3Bid=1977&cat_id=32&locale=ru&id=7595

Для краткой характеристики этого феномена можно сослаться на исследование сотрудника научной лаборатории «Социологии религии» ПСТГУ, к.ф.н., протоиерея Николая Емельянова: «Если взять самые простые социальные показатели по России, например, количество детей, или разводимость, или такие социальные болезни, как курение и алкоголизм, то аффилиация с Православием на эти показатели практически никак не влияет. Среди тех, кто считает себя православным, тот же самый средний показатель разводов или, скажем, алкоголиков. Но как только мы берём эти показатели в той самой группе в 3%, то есть среди тех, кто причащается раз в месяц, то показатели становятся иными и качественно отличаются в разы в лучшую сторону. Также мы спрашивали об отношении к Родине и о патриотизме. Причём предлагали разные понимания патриотизма, в том числе контрпродуктивные. Опять-таки, среди религиозно социализированных понимание патриотизма чаще всего оказывается наиболее адекватным. Патриотизм понимается как любовь к Родине и готовность работать и действовать на благо процветания страны».

Исходя из этого, получается, что простое провозглашение традиционных христианских ценностей фундаментом российской государственной идеологии едва ли существенным образом повлияет на демографическую и морально-нравственную ситуацию в стране. Необходимо искать пути повышения уровня религиозной социализации или воцерковленности русского народа.

Традиция, преемственность опыта и мировоззрения может передаваться внутри семьи (от родителей к детям), а может быть связана с образованием, переходя от учителя ученику. Православная школа в этом отношении может стать уникальным пространством взаимодействия семей и учителей, разделяющих духовно-нравственные ценности, обладающих схожим мировосприятием и постулирующих одни цели.

Формирование образовательной и воспитательной среды, которая базируется на православном мировоззрении и христианских ценностях, разделяемых сообществом, объединяющим детей, родителей и школу — одна из повседневных задач православной школы. Эта среда должна формироваться благодаря нерасторжимости образования и событийного воспитания учащихся в тесном взаимодействии семей и школы. Семья, школа, педагоги-священники, духовники семей вместе участвуют в создании микроклимата, благоприятного для духовного, интеллектуального, творческого и социального развития школьников.

В этой среде осуществляется постижение ребенком действующих в мире физических и духовных законов, присвоение им культурных, интеллектуальных, духовных ценностей и происходит поиск своего места в мире посредством развития опыта личного взаимодействия с ним.

Совместные Литургии и беседы со священниками, музыкальная и художественная жизнь, активная социальная деятельность, благотворительность и волонтерство, дающие детям возможность почувствовать радость от того, что помогаешь другим, осознаешь необходимость участия в судьбах других людей, походы и совместные путешествия — все это неотъемлемые составляющие совместной жизни детей и взрослых, дающей возможность передачи опыта жизни в Церкви не на вербальном, а на существенном уровне.

Такие ценности, как любовь и милосердное отношение к ближнему или любовь к своей стране подразумевают чувство ответственности перед Богом за свою жизнь и жизнь семьи, за судьбу своей страны, и сформировать это чувство возможно только в общении с чуткими и глубокими взрослыми и в чтении тщательно подобранных ими книг.

Ирина Анатольевна Басилова, учитель литературы Свято-Димитриевской школы

Мысль о важности изучения литературы очень хорошо, на мой взгляд, сформулировала наш педагог И. А. Басилова: «Книги тебя формируют, и если люди растут на общих текстах, которые им читают в детстве, в подростковом возрасте, то в каких-то базовых вещах они, мне кажется, становятся едины. Если они прочитали один и тот же комплекс текстов и примерно одинаково их восприняли, то они понимают друг друга лучше. У народа должно быть единство, которое отчасти как раз и дает знание русской литературы. Литература — это во многом патриотизм».

Мужской хор Православной хоровой студии “Царевич”. Благотворительный концерт Марфо-Мариинской обители «От героев былых времён…»

Особое значение для формирования национального культурного кода, на наш взгляд, имеет хоровое пение (в опыте нашей Свято-Димитриевской школы — это большая хоровая студия «Царевич», победитель множества конкурсов высокого уровня). Исполнение замечательных образцов народного и авторского хорового творчества формирует музыкальный и общекультурный уровень ребят, работа с текстом хоровых произведений дает возможность в ненавязчивом формате коснуться множества нравственных вопросов и проблем, изучить богослужение и получить возможность непосредственного участия в богослужении через пение на клиросе.

Важным фактором, способствующим церковной социализации учащихся православной школы, может стать активное использование родительского сообщества для привлечения в школу интересных лекторов, организации предпрофессионального консультирования при выборе старшеклассниками образовательных маршрутов, менторского сопровождения выпускников в процессе трудоустройства после окончания ВУЗа или колледжа. Единство наших нравственных идеалов и целей дает нам колоссальное преимущество, которым очень важно научиться пользоваться, для этого важно научиться выстраивать взаимно уважительный диалог между педагогическим и родительским сообществами.

Главная образовательная цель православной школы такая же, как и задача любой другой хорошей школы — дать детям всестороннее образование, которое сделает наших выпускников конкурентоспособными при поступлении в вузы, при устройстве на работу, при поиске своего места в жизни, даст им возможность остаться «на плаву» в этом меняющемся мире и найти в нем свое собственное призвание. Переоценить значение родительского и приходского сообщества невозможно!

Что же обучение ребенка в православной школе гарантирует его дальнейший путь внутри Церкви? Конечно, нет! Но оказывается, что многие дети, имевшие опыт церковной жизни в детстве и ушедшие потом из Церкви, во взрослом возрасте в нее возвращаются, приводя туда своих детей. Более того, лаборатория «Социология религии» ПСТГУ при поддержке Российского научного фонда по результатам своих исследований сделала выводы, что, несмотря на процессы секуляризации в XX–XXI веках, религиозность в целом по-прежнему продолжает играть значимую роль в вопросах демографии: признаки религиозности влияют на демографическую ситуацию в стране, на ожидаемое и реальное число рождений.

И. В. Павлюткин. Фото С. Пронина. Источник фото: https://pstgu.ru/actual/gumanitarnoe-obrazovanie/-svyaz-religioznosti-i-rozhdaemosti-v-sovremennoy-rossii-effekt-sotsialnogo-konteksta/?ysclid=lru71dah2q410729265

При этом исследователи пришли к заключению, что чем выше уровень первичной религиозной социализации (в детском возрасте) и уровень религиозности в стране, тем сильнее положительная взаимосвязь индивидуальной религиозности и количества детей. По результатам больших данных видно, что разница между странами Западной, Центральной и Восточной Европы в объяснении рождаемости заключается не только в разном уровне социально-экономического развития или моделях семейной политики. Можно увидеть разные механизмы, отвечающие за передачу семейного образа жизни в поколениях.

Несмотря на наблюдаемый процесс «религиозного возрождения» в 1990-е и 2000-е годы, в России не сформированы развитые институты ранней религиозной социализации, которые отвечают за семейный образ жизни и отражаются в демографических моделях при влиянии религии на рождаемость. Доля школьников, получающих образование в православных школах, не превышает 0,05% от всех учеников, в отличие от стран Америки и Западной Европы, где в католических и протестантских школах до сих пор учатся 7–10% всех школьников!

Выходом из замкнутого круга проблем, связанных с увеличением числа воцерковлённых граждан, и наиболее эффективным решением обозначенных задач мог бы стать проект по развитию православного общего образования в России, направленный прежде всего на детей школьного возраста. В том числе и потому, что именно на их оппозиционную индоктринацию делает основную ставку наш экзистенциальный противник. Сегодня только православные школы могут обеспечить необходимый уровень воцерковления подрастающего поколения. А за детьми неизбежно потянутся и взрослые, ведь любая гимназия — это ещё и храм, и приход, и воскресная школа (к тому же обеспеченные бюджетом). Православные школы могут и должны стать по всей России центрами роста осознанного формирования духовно-нравственной традиции и самобытности русского народа!

Иерей Александр Лаврухин,
директор Свято-Димитриевской
православной общеобразовательной школы