О поездке в Грузию 6 марта – 12 марта 2024 г.

Наталья Андреевна Федотова, педагог-организатор:
Педагоги АНО СОШ «Димитриевская» побывали в Грузии в православной школе им. Якоба Гогебашвили, основанный Леваном Васадзе в селе Кикети. Цель поездки – обмен опытом в области образования, изучение культурных и педагогических традиций, развитие межшкольного общения и взаимодействия. В поездке участвовали не только учителя, но и администрация школы: директор Димитриевской школы о. Александр Лаврухин, заместитель директора по организационному развитию Д.В. Смирнов, заместитель директора по методической работе М.В. Козлов, руководитель психологической службы, педагог-психолог С.В. Резник. разговоре с директором Кикетской школы, Кетеван Дондуа, отец Александр Лаврухин отметил, что очень важно общение наших православных школ: “У нас есть главное – единство. Это то, что разрушает стереотипы и позволяет скрепить связи двух народов личным общением. Мы заинтересованы в таком общении и готовы способствовать общему развитию межшкольных контактов, что позволит в будущем создать единое сообщество». 
Отзывы педагогов Димитриевской школы о поездке Наталья Викторовна Дворянова, учитель русского языка и литературы:
Училище (школа) им. Якоба Гогебашвили в селе Кикети находится недалеко от г. Тбилиси. Общеобразовательное учебное заведение было основано в 2009 году группой благотворителей во главе с Леваном Васадзе и открыто по благословению Святейшего Патриарха всея Грузии Илии II. Концепция школы основана на грузинских православных традиционных ценностях, которые сочетаются с современными достижениями образования. Учителя АНО СОШ «Димитриевская» побывали на ежедневном утреннем молебне, на школьной линейке, в столовой, а также посетили несколько уроков средних и начальных классов. Педагоги школы встретились с директором школы Кетеван Дондуа, а также учителями, обсудили единую концепцию не только образования, но и воспитания детей, нашли точки соприкосновения в вопросе важности формирования у учащихся жизненных ценностей. Педагогическим сотрудникам Димитриевской школы была представлена перекрёстная система воспитания и образования детей, состоящая из четырёх блоков: академическое образование, духовно-нравственное образование, спортивно-атлетическое развитие и трудовое развитие («жизненные навыки»). В беседе учителя АНО СОШ «Димитриевская» поделились своим положительным опытом формирования в школьниках уважительного отношения к Отечеству, богатой истории и национальной культуре. Педагоги АНО СОШ «Димитриевская» и «Училища им. Якоба Гогебашвили» обсудили и сравнили опыт проведения в школах уроков по Основам православной культуры, которые прививают ученикам христианские ценности и ориентиры в жизни. 
В православной школе Левана Васадзе учащиеся изучают три языка – грузинский, русский и английский. В старших классах ученики имеют возможность выбрать в качестве дополнительного языка китайский, турецкий, немецкий языки.
photo_5327834457866104448_y.jpg
В завершение визита директора школ АНО СОШ «Димитриевская» и «Училища им. Якоба Гогебашвили» обговорили возможность взаимного обмена учащимися школ для знакомства с культурой, историей, обычаями и традициями стран, установления контактов, осуществления функций «народной дипломатии», проанализировали возможность совместной реализации образовательных программ и проведения совместных мероприятий для дальнейшего обмена методическими материалами и опытом, использования опыта коллег в целях повышения качества образования в школах.
Наша маршрутка мчится ранним утром по извилистой грузинской дороге, за окном солнечные лучи освещают горные вершины и крыши небольших домишек, которые жмутся друг к другу, как будто ищут поддержку и опору. И не случайно: когда-то давно хозяева этих домов строили жилища рядом, потому что ждали внезапных набегов врагов и нужно было как можно быстрее оповестить соседей и сообща дать отпор неприятелям. Природа пробуждается, но еще не в полную силу: возвещая весну, пробивается тоненькая зеленая травка на полях, распускаются нежно-розовые цветы на миндальных деревьях, кое-где мелькают ярко-желтые кусты мимозы. Вдали виднеется храм святого Эквтиме Божьего человека, который был построен в 2010 году и освящен Патриархом всея Грузии Святейшим и Блаженнейшим Илией II. 14 лет назад здесь прозвучала его проповедь, в которой Патриарх поведал, что бывают времена разрушения и времена созидания: «Мы были свидетелями времени, когда грузины разрушали храмы, и времени, когда они их строили. Наше историческое прошлое говорит нам, что грузины защищали храмы и монастыри от внешних врагов, потому что наше спасение в христианской вере. Если бы это было не так, грузин не существовало бы на земле».  Мы выходим из маршрутки и спешим в храм святого Эквтиме. Сегодня последний день нашего путешествия – нас ждет долгожданная встреча с кикетской школой Левана Васадзе. В храме много ребятишек: дети поют утренние молитвы – впереди у них долгий учебный день. Вслед за ребятишками мы направляемся в школу. В поселке Кикети, в нескольких километрах от Тбилиси,  расположились красивые просторные учебные корпуса школы. Здесь все есть для счастливого детства – футбольное поле, поле для регби, теннисный корт, бассейн, спортивный зал, спортивный городок для уличной гимнастики. Мы с удовольствием наблюдаем, как у ребят проходит утреннее построение на свежем воздухе, а затем спортивная разминка перед занятиями под веселую ритмичную музыку. Нам, конечно, тоже хочется повторить за ребятишками упражнения, но, признаюсь честно, не всем это удается. Приближается время завтрака. Просторная трапезная, уютные столики, непринужденные разговоры детей, вкусные угощения и ароматное какао. У нас есть время пообщаться с директором школы Кетеван Дондуа и задать свои многочисленные вопросы. Пожалуй, главный вопрос: какова цель существования этой замечательной школы? И незамедлительный ответ: приобщение детей к основополагающим ценностям.  Школа Левана Васадзе дает возможность получить прекрасное образование не только детям состоятельных родителей (поскольку это частная школа, обучение в ней платное), но и детям, родители которых не имеют возможности оплачивать обучение. И таких детей здесь немало. Многие из них станут в будущем оплотом страны, будут трудиться во благо своего Отечества…Идут уроки – школа затихает. Мы направляемся в классы, чтобы познакомиться с учителями и ребятами, поинтересоваться, как у них обстоят дела. Что запоминается и откладывается в памяти – дети себя комфортно чувствуют в присутствии гостей, радушно к ним относятся, прекрасно говорят на русском языке (поют – так точно), с радостью изучают русский язык и просто проживают свою счастливую школьную жизнь.   P.S Из интервью Левана Васадзе: «Русские и грузины – братья большой православной семьи. Дети Божии… По деятельной вере – наследники Авраама. Приезжайте в Грузию – как Вас там встретят? …В плане консолидированных ответов на вызовы XXI мы, грузины и русские, очень друг другу нужны. Иначе даже в поиске религиозного национального поиска, если он горизонтально замкнут, могут зреть будущие катастрофы…Только возвращаясь к своим собственным традиционным корням, на своих же землях, мы можем надеяться на расцвет наших стран. Найти общий язык можно только с братским православным народом. Мы, русские и грузины, идеально друг друга дополняем. Вы – вертикальное имперское иерархическое общество, но у вас отсутствуют горизонтальные структуры. А мы, наоборот, люди прежде всего горизонтальных взаимоотношений… Наш союз синергетичен». photo_5327834457866104438_y.jpg
Дмитрий Владимирович Смирнов, заместитель директора по организационному развитию, тьютор:
11 марта педагоги нашей школы побывали в православной грузинской школе Кикети, основанной Леваном Васадзе. Школа находится примерно в 40 минутах езды от Тбилиси, ученики и учителя каждый день приезжают туда на школьных автобусах. Утром по дороге останавливаются в храме для общей молитвы, а потом едут в школу на линейку, за которой следует всеобщая зарядка на улице. Несколько учителей нашей школы присоединились к грузинским школьникам. Кикети — школа полного дня, не интернат, в школе сейчас учится около 170 детей. Обучение стоит 10’000 лари (~360’000 рублей) в год. С первого по шестой класс у ребят после обеда спорт: плавание, гимнастика, балет. С 7-го класса у мальчиков — регби, у девочек — волейбол. С 1 по 11 класс дети занимаются трудом: пекут хлеб, делают сыр, работают на огороде и т.д. English language с 1 класса, русский язык — со второго класса. С кем-то из старшеклассников мы говорили на английском, с кем-то — на русском. Светлана Владимировна Смирнова, учитель музыки:
В программу поездок нашего педагогического коллектива всегда включается посещение учебного заведения с целью обмена опытом. Не стала исключением и эта поездка. С большим удовольствием мы посетили частную школу, расположенную в чудесном горном грузинском селе Кикети. Знакомство с жизнью школьников началось с молебна в храме св. Эквтиме Божьего человека. Мы помолились вместе с ребятами и педагогами, послушали грузинские молебные песнопения. Далее стали свидетелями начала учебного дня. После зарядки на улице и завтрака дети разошлись на уроки, а наша группа осталась побеседовать с директором об организации учебного процесса, досуга школьников и пр. Далее нам представилась возможность посетить учебные кабинеты, пообщаться с учителями и учениками, посмотреть учебную литературу. Нам также посчастливилось попасть на репетицию мюзикла “Мама” к празднику Масленицы. Радостно было наблюдать, с каким удовольствием дети поют на  музыкальном занятии.  В школе царит творческая и непринуждённая атмосфера. Всем было очень приятно видеть увлечённых, заинтересованных, непосредственных детей.  Мы расстались с обоюдными пожеланиями плодотворной работы на ниве образования и с надеждой скорой встречи уже в Москве. photo_5327834457866104442_y.jpg
Анастасия Георгиевна Лукина, учитель английского языка:
Меня впечатлила в Кикетской школе прежде всего радостная и непринужденная атмосфера среди учеников. Это чувствовалось с самого утра – и на зарядке, и в трапезной, и на уроке музыки у малышей, и в классах старшей школы. Какое-то ощущение защищенности, уверенности, позволяющее не бояться пробовать, не бояться проявить себя.  Младшие школьники разучивали песню на русском языке для праздника Масленицы, и наше появление их нисколько не смутило – наоборот, закончив с одним номером, они перешли ко второму, явно еще не готовому, но делали это с не меньшим энтузиазмом. То есть, несмотря на внушительную делегацию незнакомых граждан (нас),  ребята получали большое удовольствие и были включены в свое дело.  То же можно сказать и про старших школьников. Они очень легко идут на контакт. Грамотно и “на равных” ведут диалог со взрослыми. Говоря “на равных”, я подразумеваю двусторонний интерес – ребята не только отвечают на наши вопросы, но тут же задают свои, получается такое “живое общение”, а не интервью. Причем большинство старшеклассников свободно владеют и английским, и русским языком. Собираются поступать в престижные (в том числе, международные) ВУЗы. Конечно, здорово, что расписание устроено особым образом: во втором блоке занятий, до 6 вечера включительно, в школе делается и вся домашняя работа, то есть перед следующим рабочим днем у школьников появляется возможность переключиться на какие-нибудь другие дела, а не сидеть с уроками до ночи. Еще хорошо, что школа находится за городом, но в непосредственной близости от Тбилиси. Чистый воздух и отсутствие посторонних звуков, суеты дают эффект какой-то обособленности и лучше концентрируют внимание.  Прекрасно, что, помимо академических занятий, есть еще и серьезные спортивные: легкая атлетика, плавание, гимнастика, регби. Это значит, что ребятам не нужно выстраивать свое собственное расписание внешкольных спортивных секций и добираться на них с уроков, поскольку все укладывается в школьный график. Также я знаю, что в традиции школы – поездки и походы классов, ребята ездят в горы, в частности в Гудаури, где их ставят на горные лыжи. Ну и, наконец, мне очень понравилась директор школы: невероятно позитивная, искренняя. Мы задавали бесчисленное количество вопросов, и на каждый она обстоятельно отвечала, при этом умудрялась очень гармонично контролировать и рабочие моменты школы –  например, “сделать втык” зазевавшемуся на трапезе ученику или поддержать доброй улыбкой малышей на репетиции и им подпеть.
Словом, у Кикетской школы есть свое неповторимое обаяние.  Видно, что к ученикам здесь относятся с любовью. photo_5327834457866104394_y.jpg
Максим Викторович Козлов, учитель математики:
Чистый горный воздух!
Утренняя молитва в храме, общение с батюшкой; «уголок» для исповеди в самой школе. Однако сама обстановка в школе вполне «светская».
Довольно строгая дисциплина. Которую, между тем, дети и родители принимают и считаются с ней. 
Физкультминутка перед уроками.
Спортивный и актовый залы.
Небогатая обстановка, не бросаются в глаза «технические средства обучения», проекторы.
Дети – приветливые, общительные.
Образовательный уровень детей – самый разный, что в среднем соответствует картине и в нашей школе.
Наблюдая за детьми, решил уточнить у директора свое предположение. Оно оказалось верным: в школе целенаправленно создается атмосфера дружеского взаимодействия в детском коллективе.
Отсутствие красиво оформленных стендов. С одной стороны – можно было бы и постараться. С другой – если этим занимаются именно дети, то оформление «как есть» – признак уважения к детским возможностям и отсутствие стандартного в таких случаях желания «показать товар лицом», в чем, на мой взгляд, хорошего больше, чем плохого.
Уроки делают непосредственно в школе, не оставляя “проблему” на дом. И без смартфонов и заигрываний с “учебными целями”.
Чувствуется усталость учителей от эффектов просоросовского вмешательства в образование: и Грузии досталось, куда ж они денутся.

Фотографии К. Г. Калининой