О детском хоровом образовании в России

Творческое развитие само направит человека в ту область, которая требует творчества, интуиции, интеллекта.

Творчески развитый человек, т.е. умеющий петь, рисовать, лепить, фантазировать, мечтать, воображать, найдет себе применение абсолютно в любом виде профессиональной деятельности”.

Пишу материал на сайт школы, а сам думаю, стоит ли это делать? Насколько тема детского хорового образования соответствует школьному сайту и интересна его завсегдатаям? Кому это сегодня интересно вообще?

Ведь хоровое образование входит в систему дополнительного образования. Это довесок, добавка, т.е. развитие творческих способностей человека расценивается как дополнение к чему-то основному, существенному, без чего жизнь человека будет ущербной и неполноценной. Так получается. На самом деле все наоборот. Благодаря хоровому образованию развиваются творческие способности человека – он не будет метаться между биологией и математикой, общественными науками и психологией. Творческое развитие само направит человека в ту область, которая требует творчества, интуиции, интеллекта. Творчески развитый человек, т.е. умеющий петь, рисовать, лепить, фантазировать, мечтать, воображать, найдет себе применение абсолютно в любом виде профессиональной деятельности. Хоровое пение размягчает сердце, а это основное для учителя и врача. Понимание стилистических культурных эпох способно сформировать ученого-историка, археолога. Погружение в закономерности музыкальных форм имеет много общего с математическим подходом инженера-конструктора.

Но в современном обществе шкала ценностей иная. Сначала основное, и не важно, что человеку не понадобится большая половина того, что он  одиннадцать лет учит, учит и не может одолеть в полной мере. Главное дать трафаретный «пакет знаний», а пригодится он или нет, это не существенно. Все же остальное – если останется время. Простите, вырвалось. Никого не хотел задеть, хотя, наверное, все-таки задел.

На Руси вопрос детского хорового образования встал в момент принятия Крещения, а возможно, и немного раньше. Почему? Принятие Крещения означало рождение на нашей земле новых форм религиозной жизни. Божественные службы, которые еще только формировались, требовали своих служителей, в том числе певчих. Поначалу в храмах было дозволено петь всем присутствующим, но с  XI века указом митрополита это было доверено  специально обученным певцам. Именно с этого момента молящимся было официально запрещено петь в храме. По мнению начальства, это должен был делать хор. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Попытки некоторых нынешних настоятелей храмов внедрить общенародное пение наталкивается, с одной стороны, на общенародную хоровую безграмотность, и с другой стороны, на внутреннее сопротивление профессиональных хоров. Петь на литургии всем – это, бесспорно, хорошо, но петь стихиры или ирмосы на всенощном бдении требует знаний, умений, требует развитости, таких возможностей у народа нет. С другой стороны, как быть с сотнями иных напевов и песнопений, которые народ вообще не в состоянии спеть? Как быть с развитием церковно-певческого искусства вообще? Остановить? Запретить? Вот именно эти проблемы встали перед церковным начальством в XI веке, когда развитие знаменного распева стало тормозиться возможностями исполнения его церковным народом. Народ мог петь относительно простые напевы, а более сложные и развитые нет.

 

Так или иначе в России церковному пению учили детей и подростков. Разумеется, в стране еще не было системы обучения хормейстерскому делу в том понимании, которое есть у нас, но первая школа для обучения пению должна была уже возникнуть при Десятинной церкви в Киеве. Это предположение, но основанное на понимании процесса.

С распространением христианства в отдельных русских княжествах появлялись центры сосредоточения профессиональных кадров – распевщиков, головщиков, которым и поручалось воспитание хоровой молодежи. Таким образом, история обучения детскому хоровому пению в России насчитывает более 1000 лет.

Вершиной дореволюционного хорового образования в России считается деятельность двух певческих коллективов – Придворной певческой Капеллы и Московского Синодального хора. При них в разное время возникли соответствующие школы-училища с особыми вспомогательными подразделениями. Например в Глухове, на Украине, появилась специальная певческая школа для подготовки мальчиков в самом начале их певческого пути. Мальчиков набирали, учили азам церковного и хорового пения и затем отправляли в Петербург, в Придворную Капеллу, для продолжения учебы и совершенствования в искусстве пения. Наиболее способных выпускников командировали в Италию. Для чего? Учиться композиции. Они проходили особые испытания и научения под руководством католического монаха – падре Мартини, держали экзамен и становились академиками Болонской академии музыки. Из наиболее известных российских академиков-болонцев известны Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Кстати, в те же годы академические экзамены в Болонье держал Вольфганг Амадей Моцарт.

Разумеется, католический профессор Мартини мог учить русских юношей тому стилю композиции, который был принят в Западной Европе. Но это было именно тем, что светским правителям России хотелось видеть у себя. Березовский и Бортнянский учились сочинять оперы, инструментальную и вокальную музыку. И это находилось в общем стилистическом культурном потоке России – иностранные архитекторы, военноначальники, инженеры и мастера, иностранные композиторы и художники. Так обстояло дело хорового образования в Петербурге в XVIII столетии.

Москва на век  с лишним отставала от Петербурга в принятии западных форм в вопросе хорового образования. Синодальный хор как бы оставался в тени Придворной Капеллы до 1880-90-х годов, когда властью был взят курс на церковно-певческую реформу. В Синодальном хоре и училище появились такие деятели, которые сумели воплотить задуманное, за несколько лет превратив среднее учебное заведение в подобие высшего. Из Синодального училища начали выходить специалисты высочайшего класса, и что самое интересное – в разных областях единого хорового дела. Среди выпускников  – «золотых медалистов» училища – были будущие выдающиеся учителя пения и регенты, композиторы и дирижеры, собиратели народных песен и ученые-музыковеды. Качество подготовки учеников Синодального училища на несколько десятилетий стало в России эталоном в хоровом образовании.

Естественному развитию дела помешала революция 1917 г., Гражданская война, массовый исход русских в эмиграцию, репрессии и гонения на церковь. Как отзвук Синодального училища и Придворной Капеллы стало появление в СССР хоровых училищ и дирижерско-хоровых факультетов консерваторий, которые существуют и в наше время. Годы советской власти обозначились отходом от тысячелетней истории церковного хорового пения, но необычайно развилась область светского хорового дела. С 1990-х годов в учебные программы стали возвращаться элементы дореволюционных подходов в репертуаре, в исполнительстве, но до сих пор культура хорового церковного искусства еще не достигла тех высот и глубин, которые были заложены нашими великими предшественниками. В этом наша отечественная трагедия. Преодолеть ее возможно и не удастся. Развитие современного хорового искусства идет «в ногу со временем». Заменой пению становится чрезмерная театрализация, когда безудержная мысль режиссера-постановщика принуждает певца ложиться на пол сцены лицом вниз и в таком положении петь. Возможно, нужный режиссеру эффект и достигается, но к искусству хорового пения это имеет отдаленное отношение.

Обо всем этом и не только шел разговор на радио «Вера», в котором приняли участие регент Праздничного хора Данилова монастыря Георгий Сафонов и руководитель ДПХС «Царевич» Евгений Тугаринов. Интересующимся совет – слушайте, размышляйте, сопоставляйте, но, главное, приводите своих детей в хоровую студию. Сегодня наша хоровая студия занимается как раз тем, что пытается нащупать те пути детского хорового образования, которые  способны дать России не столько хорового специалиста, сколько  подростка, который не по принуждению, а осознанно занимается пением и который будет интересоваться музыкой и хоровым пением в будущем. Мы работаем на страну! Так и знайте, дорогие друзья!

Е.С.Тугаринов

P.S. Автор вполне отдает себе отчет в том, что материал статьи может вызвать полемику. И это хорошо. Давайте подумаем вместе.

Фото Е.Добряковой