Цените время, проведенное в школе. Иерей Александр Лаврухин

Как несложно догадаться, владыке Пантелеимону, тогда отцу Аркадию.

Какими были Ваши ожидания, когда Вы открывали школу? Какой Вы ее видели?

Я мало чего ожидал, потому что у нас не было ни помещений, ни учителей, ни детей – ничего. Было даже непонятно, где мы откроем школу. Первый этаж тогда не принадлежал нашему храму, так что сначала мы думали снять какую-нибудь большую квартиру. Поскольку мы набирали только один первый класс, с ним можно было, в принципе, заниматься где-то и дома. Но один хороший человек, Дмитрий Владимирович Лебедев, от этой идеи нас отговорил, сказал, что это так не работает, что соседи завалят вас жалобами, если у вас в квартире будет учиться 20 детей. Он как раз и помог нам с ремонтом на втором этаже, где сначала и расположился первый класс нашей школы. Первый год у нас был один кабинет – 242, а потом добавился еще 240 и та комнатка, где сейчас ризница, по пути в храм справа – там тоже учились дети. Это были первые три класса. Так что я никакой ее не видел, нашу школу, и совсем не знал, что из этого получится.

А чем наша школа должна была отличаться от обычной?

Школа создавалась как приходская школа, потому что детей стало много. Раньше наши приходские дети учились в Петровской школе («Традиционной гимназии», как она тогда называлась). Но к началу двухтысячных годов детей стало очень много, и в нашем приходе, и в Николо-Кузнецком, и дети стали не помещаться в Традиционную гимназию. Было много детей и в приходских детских домах, поэтому нужна была школа для наших прихожан и для детей наших детских домов.

27.10.21, один день в школе: классы, школьные коридоры, трапезная, библиотека, спортивный зал, шахматы, 16 корпус

Сейчас, спустя 20 лет, можете ли Вы сказать, что все задуманное реализовано?

Я бы сказал так, что за 20 лет милость Божия и промысел Божий удивительным образом из ничего создали замечательную школу. Я думаю, что она замечательная, не потому, что я в ней директор, а потому что там преподают очень хорошие люди и учатся хорошие дети.

Влияют ли Ваши собственные дети на ваше представление о том, какой школа должна быть в настоящем и будущем?

Влияют очень сильно (смеется). В этом, конечно, есть некоторая субъективность, но когда я вижу школьную жизнь через призму восприятия своих детей, мне как-то легче представить то, что происходит в школе. Хотя я понимаю, что ребенок может быть необъективен, но тем не менее какое-то представление «изнутри» это дает.

Речь, конечно, не идет о том, что они чем-то рулят (смеется), но какие-то их мысли, какие-то идеи – не только моих детей, а в принципе, идеи детей школы – иногда находят реализацию в жизни.

Как пример можно привести музыкально-театральное направление в старших классах. Идею его создания предложили наши учащиеся, в числе которых была моя дочка. Обсудив это предложение с коллегами-музыкантами и с режиссером школы, мы поняли, что это очень хорошая мысль. Теперь на одном из направлений старшей школы сочетаются обучение основам театрального искусства с обучением основам регентского мастерства и богослужебного пения.

Насколько сложно быть священником, директором школы, учителем, руководителем хоровой студии, отцом многодетной семьи? Как Вам удается все это совмещать?

Насколько мне хорошо удается это совмещать, это вопрос не ко мне, а так это очень здорово и интересно, когда в жизни столько всего разного… И главное, что все вместе: и хоровая студия, и дети, и школа. Я вот иногда задаюсь вопросом, что будет, когда мои дети все вырастут (задумывается)… А, ну внуки пойдут в школу! У меня все время была такая мысль, что я стараюсь сделать школу такой, чтоб в ней было хорошо учиться моим детям. Я думаю, что если моим детям будет хорошо, то и другим будет хорошо. Это, наверное, пафосно звучит, но я стараюсь относиться к другим детям школы, как к своим.

Как Вы представляете свой идеальный рабочий день? Опишите, пожалуйста.

Идеальный рабочий день… Прихожу на работу, дежурный администратор на месте, дети все в форме… Слушайте, я не знаю (смеется). Их не бывает, идеальных рабочих дней. Это чепуха, про детей в форме. Очень хочется, чтобы жизнь в школе как бы сама развивалась, чтобы и педагоги, и администрация, и дети – все вместе участвовали в развитии школьной жизни. Для этого нужен труд со стороны всех участников образовательного процесса. И когда есть заинтересованность в развитии школы со стороны учителей, администрации и ребят, тогда это создает, мне кажется, идеальную атмосферу жизни в школе, а не атмосферу каких-то формальных правил и формальных требований. Тут не идеальный день, а идеальная ситуация в школе – когда это общее стремление сделать школу по-настоящему лучше есть у всех участников этого процесса и удается найти общее направление развития школьной жизни, которое действительно способствует реализации мыслей, чаяний детей, учителей, ну и родителей тоже.

А как Вы представляете себе свой идеальный выходной день?

Все дети в школе (смеется), а мы с супругой идем куда-нибудь гулять.

Опишите, пожалуйста, свою жизнь в трех словах.

Дети поют в храме.

Насколько мы знаем, Вы говорите, что оценки не важны. Тогда зачем они вообще нужны?

Это очень сложный вопрос. Ну, с одной стороны, он сложный, с другой стороны – понятный. Оценки дают внешнюю формальную возможность обратной связи для участников образовательного процесса. Дети и родители по оценкам получают обратную связь от учителя, насколько успешно идет процесс учебы. Конечно, на самом деле главное не в оценках, а главное в том, насколько удается в школе создать атмосферу, в которой всем хочется учиться. Это главная проблема, которую я вижу. У нас очень хорошо получается с атмосферой, когда все вместе веселятся, ездят в поездки, поют, а вот учиться вместе, преодолевать какие-то учебные трудности, когда в какие-то моменты получается, а в какие-то нет – это для нас проблема. И это та самая главная проблема, которую я сейчас вижу – желание учиться, узнавать новое, добиваться хороших учебных результатов не для всех ребят является таким существенным вектором их жизни, как хотелось бы. И здесь оценки, конечно, не помогают, особенно когда эти дети начинают бегать за оценками, потому что это не решение проблемы. Но как сделать так, чтобы было желание реализовать те возможности, которые тебе даны Богом? Как добиться того, чтобы это желание появилось если не у всех, то хотя бы у большей части учащихся? Это, конечно, большой вопрос. Очень важный вопрос. Как сделать так, чтобы учиться хорошо было бы круто?

Назовите самый яркий момент за время работы директором, связанный со школой или с Вами.

Каждый год, конечно, самое яркое переживание – это выпускной. Это очень такое… разноплановое переживание. В нем и радость от того, что ребята выросли и уходят во взрослую жизнь. А когда они уже сдали экзамены и сдали их хорошо, есть чувство облегчения. Но одновременно это и праздник со слезами на глазах. Особенно если это класс, с которым ты много взаимодействовал, ребята, которых ты учил, и вот теперь они уходят из школы… Это все для учителя, наверное, одно из самых ярких переживаний. Очень радостно, когда ребята потом, после выпускного, приходят в школу подарить что-то 1 сентября на линейке, а некоторые потом приходят в школу работать. У нас сейчас в школе работают 7 выпускников из одного класса! Это радует, когда видишь, что ребята любят школу, получают образование и возвращаются в нее, чтобы уже участвовать в школьной жизни как-то по-другому. Это, наверное, сейчас самое яркое мое впечатление.

Что бы Вы посоветовали ученикам школы? Что бы Вы хотели им сказать?
Цените время, дорогие друзья. Ваше время, которое вы проводите в школе, это, на самом деле, бесценное сокровище. Это удивительный дар милости Божией. Используйте его со смыслом. Постарайтесь учиться, постарайтесь найти свой путь в этой жизни, путь, в котором обязательно должно быть служение. Служение Богу и ближнему. И учеба в школе, мне кажется, такая возможность этот путь найти и на него встать. Не теряйте этой возможности и тех возможностей, которые вам даются в школе.