24 марта состоялась встреча школьной психологической службы с родителями.
Школьный психолог, Елизавета Сергеевна Спирина, рассказала о том, что такое психологическое сопровождение, как определить психологическую готовность ребенка к школе и что означает адаптация к школе? На что стоит обращать внимание родителям?
24 марта 2023 года. Психолог Свято-Димитриевской школы Елизавета Сергеевна Спирина
Диагностика психологической готовности к начальной и средней школе
В первую очередь важна диагностика психологической готовности к начальной и средней школе.
Часто родители ориентируются на умение ребенка читать и писать, однако главной является психологическая готовность ребенка к обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы.
Прежде чем ребенок пойдет в школу, нужно определить его психологическую готовность, о которой можно судить по нескольким признакам.
Хочет ли ребенок идти в школу?
Если хочет, то чем обусловлено это желание?
Связано ли оно с учебными мотивами?
Научился ли ребенок контролировать свои эмоции и поведение?
Имеет ли он широкий кругозор и запас конкретных знаний?
Понимает ли основные закономерности?
Готов ли ребенок к общению и взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками?
Что подразумевается под адаптацией к школе?
Когда ребенок адаптирован к школе (в 1, 5 и в 10 классах), его внутренние ощущения не входят в противоречие с внешними требованиями.
В первом классе малыш привыкает к регулярным урокам, к необходимости сидеть за партой и слушать учителя, к правилам взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Если ребенок психологически готов к учебе, это положительно влияет на учебный процесс, мотивирует его к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести новых друзей.
В 5 классе ребенку нужно снова адаптироваться к изменившимся условиям обучения – новые учителя, новые уроки, новая нагрузка. На этом этапе важна действенная поддержка психолога.
В старших классах актуален вопрос выбора ВУЗа для поступления. В поддержку школьникам была создана тьюторская служба.
Развитие начинается с точки покоя
Что делать, если мы видим, что ребенок дезадаптирован?
Нам необходимо понять,что ему мешает учиться. Ребенок может развиваться только в благополучном состоянии, тогда учиться он будет хорошо, он сможет усваивать знания, у него появится перспектива. Стать причиной детского неблагополучия могут, например, недружественные отношения в классе. В этом случае все ресурсы уходят на решение базовых вопросов, а образование уходит на второй план.
В случае нарушения личностного и социального развития детей психологи определяют их причины и проводят коррекцию. Отдельная работа связана с профилактикой их возникновения.