Спектакль «Синяя птица» учащихся 8 класса
Режиссер Кирилл Витальевич Грацинский с учениками 8 класса поставил спектакль по пьесе Мориса Метерлинка “Синяя птица”.
В этой постановке сохранены одни из наиболее важных особенностей пьесы Метерлинка: вслед за ним, режиссер создает атмосферу тайны, грез, памяти, сновидений, воссоздает приметы внутреннего, а не внешнего мира и передает их на том языке, который наиболее близок Метерлинку — через поэзию образов и музыкальность.
Большинство пьес Мориса перекладывали на музыку, среди композиторов вдохновленных его произведениями — Сибелиус, Дебюсси, Рахманинов и др. В нынешней постановке музыке отводится особая роль — она становится одним из главных выразительных средств.
Музыка, сопровождает героев, раскрывая их эмоции и характеры. У Ночи ее яркая ария звучит монологом, а песня о Синей птице — диалогом героев со зрителем, настойчивым и нежным призывом следовать за волшебной птицей счастья.
Поэтичность Метерлинка открывается в его восприятии действительности. Для него не важны физические, материальные характеристики мира — он мыслит образами, трепетными, многогранными и неуловимыми, он стремится к одухотворению вещей. В постановке Кирилла Витальевича передана эта атмосфера сказочного, эфирного, насыщенного смыслами мира — его спектакль оставляет ощущение прозрачного, воздушного, легкого единения музыки, света, образов, чувств.
Действие пьесы развивается накануне Рождества, в то время, когда все вокруг пронизано тайной и ожиданием чудес и чудо могут сотворить даже сами дети.
Главные герои пьесы Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы, чтобы исцелить девочку, которая больна оттого, что не чувствует счастья.
Счастье — не вещь, которой можно обладать. Оно подобно тайне — его трудно достичь, но в тоже время, оказывается, что оно всегда рядом, нужно лишь особое зрение и сердце, готовое к радости.
Необходима способность видеть неуловимое — недоступные простому зрению внутренние миры. Нужно умение смотреть на все через красоту, как говорил Метерлинк — проходить испытание Садом. А еще важна способность не быть восприимчивым ко злу.
Единственные герои, чьи души не предстают детям в их подлинном свете — это Кошка и Ночь. Дети отказываются замечать их злонамеренные поступки, которые становятся не столь важными обстоятельствами на их пути.
Ночь оберегает, скрывает Тайну — Синюю птицу счастья. ”Они даже не дотянулись до нее!” — радостно сообщает Кошка Ночи. Но дети обрели ее: непойманная и даже ненайденная она всегда была рядом.
Так может и не стоило пускаться в путь? Но путь этот не во времени и не в пространстве, это стремление души ввысь за Синей птицей. Чтобы ее найти необходимо преодолеть сумрачные чертоги Ночи и Сады земных удовольствий, научится различать истинные блаженства от мнимых. Дети сначала учатся узнавать радость, а после дарить ее.
Путь за Синей птицей нужен им для постижения своей внутренней жизни, для обращения к себе, к собственным чувствам. Это путь памяти, души и сердца, путь преодоления себя, путь смелости (“Чтобы видеть скрытое, нужно быть смелым!”- говорит Фея). И, наконец, этот путь — стремление к высшему. Счастье — как птица, ее невозможно удержать, она всегда манит вдаль, ввысь, в будущее. Ее поиск перестает быть конечной целью, а становится постоянным стремлением, внутренним движением души.
Поиски счастья — это поиски пути к утраченному Раю. Противопоставив страху смелость, уродству красоту, обману истину, дети восходят на своем пути к радости и мир вокруг них преображается.
Вернувшись домой, они не узнают свою бедную хижину — все, что их окружает оказывается наполнено светом, памятью, смыслом и радостью. Этой радостью они делятся с нами и зовут нас за Синей птицей, за счастьем. Искать его не нужно — оно везде, за ним лишь нужно следовать.
Фотографии Елены Добряковой
Другие фотографии можно посмотреть в альбомах протоиерея Алексия Спасского, Елены Добряковой и К.В Грацинского и Екатерины Ковтун.