Евгений Тугаринов. Дневник хорового лагеря «Серая лошадь» 2022. 30 июня, четверг

Вот и прошел наш последний день в «Серой лошади». Завтра после утренней молитвы и трапезы поедем домой, где нас ждут и одновременно радуются за нас. Ведь мы еще немного больше стали артистами…

Этот день всегда особый. Он подводит итог всему прожитому за две недели. Например, в дружбе. Как-то так складывалось, что кого-то поселили с кем-то, и этот кто-то ласково взглянул на кого-то и тот решил – вот мой друг. А у вас подобное происходит не так?

Или в хоровой части. Все меньше хормейстерский глаз «стелется» по земле. Ему нужно подняться, потому что «большое видится на расстояньи». Это значит, что в каждом произведении детали начинают складываться в целое и надо уезжать домой с представлением об этом целом, правда, не забывая о деталях. Наш репертуар понравился детям и больше всего своей невиданной раньше трудностью. Псалом Шуберта и французская вещь Пассеро – настоящие «орешки» или «оселки» для всякого, кто занимается хоровым пением. Дети всякий раз громко выражали свое одобрение, слыша: «А теперь псалом», и тогда раздавалось: «Давайте, давайте…». Удивительно, партитуру Шуберта я нашел в середине 1980-х годов в Публичной библиотеке Румянцевского музея, когда не родились еще наши замечательные хормейстеры. Я держал эту партитуру и никому ее не показывал, желая исполнить ее первым в России. И вот случай для этого не представлялся. Но наступила эра интернета, и я услышал Псалом в нескольких вариантах у европейских коллективов. И тогда я решил – хватит ждать, есть такой хор, который сможет это спеть. Это Старший хор ДПСХ «Царевич»! Так Псалом появился в нашем репертуаре. Но, дети, Псалом не доучен, нас ждет еще увлекательная работа над немецким текстом. Попробуем его отвезти в Питер или Ярославль. Как считаете? Созреет?

 

Из блокнота опытного хориста

Не поймешь этих взрослых – вчера все ждали последнего опоздавшего и не начинали молиться. А сегодня начали правило втроем. Остальные подбегали, присоединялись. Почему такая непоследовательность? Вчера ругали, сегодня промолчали и даже глаза не сделали сердитыми. Наверное, надо скорее стать взрослым, чтобы понять эту логику?

 

Из записной книжки руководителя

Мы, как и дети, подвержены многим факторам – погоде, настроению, состоянию здоровья, взглядам окружающих, а иногда слухам, толкам, мнениям… В самом деле, это порой сбивает с курса, вносит нестабильность в оценке одного и того же. Например, совершенно не хотелось повторять вчерашнюю ситуацию – своим ожиданием опоздавших задерживать правило. Разговор с Богом – это личное. Но мы здесь все вместе – поем, молимся, играем, едим… Но зачем насиловать волю другого? Пусть он сам дорастет до осознания важности этого разговора, тогда это пойдет ему на пользу. Разве не так? Хотя руководители лагеря должны быть более последовательные, твердые, требовательные, должны… более… менее… Мы – большие дети. Вот и весь сказ!

 

Аукцион. Если дети, возможно, никогда еще не участвовали в этой игре интересов, чувств, желаний, то взрослые заметно волновались. Их беспокоили диаметрально противоположные стороны этого дела.

— А хватит ли лотов у нас?

— А хватит ли денег у них?

Ведь, чтобы провести аукцион, надо иметь что-то ценное, имеющее стоимость, которую человеческая природа желаний поднимет еще выше. Это – обязательное условие аукциона. Но что имеют наши студийцы? Тугаринки за личные успехи, за командные соревнования, за индивидуальный вклад в организацию лагеря. Мы понимали, что неправильно все сводить к деньгам, но ведь наши деньги не настоящие. Они являются плодом воображения. Они – часть нашей общей игры. Не стоит драматизировать. В конце концов все равно надо будет покупать призы, подарочки, сувенирчики. Пусть дети потрудятся как это делают взрослые и ощутят заработанное. Так думали руководители. И они не ошиблись.

Аукцион показал разные тенденции внутри девичьего коллектива. Одни любят сладкое. Другие могут этим пожертвовать. Но во имя чего? Книги! Это ли не достижение АНО СОШ Димитриевская и ее литературного подотдела! Целый ряд студийцев осознанно бились за книжные лоты. Цены росли, чувства подогревались, ажиотаж охватывал большинство. А что же было выставлено на торг? Книга еще не написанная… Книга по выбору… Ну, хватит темнить и томить. Кто автор? Увы, автор тот же, что и раньше, но не по программе Минпросвета, а по программе сердечного ответа (простите за рифму). Это книга Евгения Тугаринова, посвященная летнему хоровому лагерю «Серая лошадь» 2022. Да, да, та самая, строки которой именно сейчас приковывают ваши глаза и обостряют ваши чувства, накатывают на вас волной происходящей неподалеку игры в пионербол или расслабляют прилетевшим сновидением. Книга пишется, она еще не окончена, но у нее несколько авторов – это сами дети, Евгений Святославович, разумеется, и целый полк родителей, учителей. Я уверен, книга найдет своего читателя, а если не найдет, то мы найдем его сами. Дорогие родители! Если в ваши планы не входит приобретение этой книги, то должен вас предупредить, что несогласных ждет многодневная осада, которая будет сопровождаться артиллерийской подготовкой, наступившим голодом, холодом, эпидемиями, которые обыкновенно охватывают защитников непокорных крепостей.

Кроме того, детей заинтересовала новая книга того же автора «Бомба», которая именно в эти июньские дни печатается в московской типографии. Книга рассчитана на массового читателя, хотя издается тиражом в 300 экземпляров. Книга отражает жизнь страны в годы оттепели 1960-х, состояния советской армии 80-х, а также деревенские, московские и даже … гробовые истории, одна из которых была рассказана на заключительном пленарном заседании/залежании и стоянии лагеря. На все происходящее смотрели зоркие глаза начинающего писателя Е. Тугаринова. Аукцион неожиданно для него самого выявил скрытый интерес отдельных вполне уравновешенных особ, населяющих в данный момент «Красную избу» и не только конно-спортивной базы «Серая лошадь».

Прошу прощения за столь долгий экскурс в закулисье прошедшего аукциона, но правды ради отметим, что и другие лоты вызвали прилив неподдельной радости лагерных жителей. Например, последняя на Нижегородской земле уходящая с прилавков отечественных магазинов бутыль «Кока-колы» или плитки молочного шоколада с названиями до боли знакомыми молодой поросли нашей страны. Эти лоты поначалу шли в категории «fix price», но с разогревом аудитории перешли в более коммерчески настроенные статусы аукционных предложений. И если «Кока» мгновенно исчезла с экранов наших мониторов, то шоколадные плитки и не менее шоколадные батончики оставляли следы фантиков, оберток, которые неопровержимо свидетельствовали о том, что воспитательный процесс формирования гармонически развитых личностей еще не завершен, что он еще не стал необратимым, что есть еще неосвоенные пространства для капитальных инвестиций как со стороны родительского сообщества, так и со стороны преподавательской корпорации. Не будет раньше времени складывать творческие руки, товарищи! Целина ждет вас!

 

Ну, и последнее. Вечером после возвращения последней лагерной смены катающихся на лошадях состоялась «свеча». Она носила в себе отблеск всего того, что нам пришлось пережить за последние две недели. Говорили все – от мала до велика. Делились воспоминаниями, разбирались в чувствах, отмечали проделанное и непонравившееся. Плюсы и минусы входили в неестественный баланс, показывая еще и еще раз незрелость отдельных высказываний, оценок и мнений. Комментарии сопровождались иногда бурными, иногда продолжительными аплодисментами. Сочувствие и разномыслие, сопереживание и разноголосица царили в каминном зале. Лежащие и сидящие по очереди делились своими впечатлениями. Лишь двое вспомнили прошлогодний лагерь добрым словом, оценив его как более веселый несмотря на жару, и более командным, несмотря на устаревшую звеньевую систему внутренней организации. Остальные оценили лагерь достаточно увесистыми определениями – «здорово, классно, прикольно».

Галерея портретов (продолжение)

Лиза К.

Эта девочка вчера была отмечена особо: за волю к победе, за умение организовать адаптационно-инкубаторный период для любого новичка-студийца. Было отмечено, что Лиза способна мгновенно установить вербальный и невербальный контакт, обеспечить устойчивый психологический микроклимат в образовавшемся коллективе. Это действительно редкое качество, грозящее новыми руководящими всходами на ниве нарождающегося руководящего слоя молодых российских руководителей среднего и высшего звена (в характеристике использован сленг номенклатурных работников прошлого столетия).

 

 

Лиза Г.

Все знают сестру Лизы Анечку Г., но никто не забыл Лизу. Она пропустила год и решила возобновить хоровые занятия в студии, чтобы не пропустить новейшие тенденции в хоровом исполнительстве. Это делает ей честь. А еще Лиза чрезвычайно отнеслась к спевкам, показала себя наиболее голосистой певчей птичкой нашего хора. Рядом с ней хочется петь, некоторым даже ее голосом. Правда, не у всех это получается. О Лизе можно сказать только хорошее, и его так много, что невольно думаешь – как много дается человеку, если он чем-то напоминает нашу Лизу Гайнанову.

 

Саша Л.

Об этой девочке мы уже писали. Ее исчерпывающая характеристика приведена в широко известной и популярной в узких кругах книге «Карельские акварели». Квинтэссенцией словесного портрета Саши стала фраза «девушка, смотрящая вдаль» и нельзя не согласиться, что в этих трех словах заключено нечто самое типичное в Саше. Смотреть вдаль – это показатель чистоты души. И действительно, глядя вдаль редко заметишь недостатки, которых полным-полно под ногами. Смотреть вдаль – это определенный настрой души, это ожидание светлого, нового, а возможно и веселого, чего Саше явно не хватило в лагере. Как открытый человек, Саша высказала это прилюдно, что свидетельствует о ее независимом характере, обрести который хотелось и другим.

 

Ксюша П.

Ксюша способна быть лидером как небольшой, так и крупной группы людей. Главное, чтобы у этой группы было направление движения или хотя бы направление взгляда. Впрочем, Ксюша способна это направление указать, а движение организовать. Некоторые из нас помнят ее еще ребенком – тогда она выглядела наливным яблочком. Теперь Ксюшу волнует блюдечко с голубой каемочкой (простите за каламбур, взятый из книжек сказок), по которому покатится это яблочко. Будущее Ксюши мы узнаем довольно скоро – музыка или нечто подобное ей вполне подойдет, если она даст себе слово заниматься серьезно и спокойно. Как большинство представителей творческой интеллигенции Ксюше свойственна ленца, которую можно принять за созерцательность, взрывной характер (не отличишь от всплеска эмоций), нетерпение спринтера (противоположность спокойствию стайера). Словом, Ксюшу трудно спутать с кем-либо.

 

Послесловие

«Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя»

(из драмы Пушкина «Борис Годунов).

Этими словами нашего великого поэта мне хотелось бы завершить труд, которым я был увлечен все эти наполненные хоровым пением, байдарочными походами, лошадиными катаниями и интеллектуальными играми дни. Героями сказания, а я не боюсь соотнести себя с гением русской словесности, стали дети, которые связали свои отроческие годы с лучшей в Октябрьском районе Москвы (а может и в прилегающих к нему районах) хоровой студией – «Царевич». Согласитесь, что и в названии студии есть отголоски тех тем, которые волновали и Пушкина. Наше «солнце русской литературы», закатившееся почти двести лет тому назад, своим пером вскрывало пороки, высмеивало банальность, восхваляло подвиг и самопожертвование. Тем же самым занимался эти две недели и я, и мне кажется, что детские образы, как и лики взрослых получились в меру объемные и красочные. Как бы то ни было, никому не придет в голову заподозрить автора в предвзятости или пристрастности. Наблюдая характеры своих героев, автор стремился выразить нечто характерное и типическое для своего времени, чтобы будущий «друг степей калмык или тунгуз» узнали современную нам жизнь не по смс и мнению небезызвестной «Алисы», а по созревшим в глубине его души и ума оценкам и мнению. Не многие могут открыть свою душу столь явно и бесстрашно, как рискнул сделать это автор. Отдадим должное смелости авторской позиции, которая находит точку опоры не где-нибудь, а в острие его творческого пера. Будем снисходительны к его правдивым оценкам и дадим ему высказаться в последний раз. И адресатом его обращения является вы – те, кто доверил ему своих чад, не боясь за их неуклонный рост в постижении неземных красот, сокрытых в лучших образцах отечественной хоровой классики.

 

Итак, дорогие родители!

Именно в эти минуты «Ласточка» мчит нас на запад в стольный град Москву, основанный в 1147 году князем Юрием Долгоруким. Справедливости ради отметим, что история моего рода несколько старше града Москвы и возносится к 1094 г., о чем впрочем, я уже скромно упоминал в начале своего повествования. Такие исторические параллели вынуждают меня отнести свой труд к жанру летописи, т.е. тех исторических памятников, которые только появившись, становятся документами эпохи. У всех нас на слуху имена Нестора-летописца, Бояна-сказителя и других явных и неявных приверженцев этого рода отечественной исторической литературы. Впрочем, не в именах дело. Дело в другом – все мы являемся свидетелями возрождения древней традиции записи важнейших исторических событий, соответствующих контексту времени. А посему дневник «Серая лошадь» должен быть по праву отнесен к памятникам современной документалистики и только к ней, потому что все описанное в ней – чистая правда и ничего кроме правды! Так-то, господа хорошие!

 

 

 

Share
Размещено в новости, Хоровая студия и отмечено , , , , , , .

Добавить комментарий